В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
Оно было в начале у Бога. 
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…
И слово стало плотию…

Евангелие от Иоанна

Египетские музыкальные инструменты

автор: Мустафа Гадалла

 Глава 1

МНОГООБРАЗИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Египетские инструменты

   Археологические находки и традиционная история музыки Египта гораздо более разнообразны, чем в любой другой стране. На барельефах древнеегипетских храмов и гробниц изображены многочисленные виды и формы музыкальных инструментов, способы игры на этих инструментах, техники их настройки, оркестровые исполнения и многое другое. На таких сценах четко видны руки арфиста, перебирающего определенные струны, и флейтист, берущий нужный аккорд. Благодаря расстоянию между ладами лютни, можно рассчитать соответствующий интервал. Положение пальцев арфиста на струнах четко указывает на позиции – Четвертую и Пятую, а Октавы неоспоримо доказывают знание законов музыкальной гармонии. Контролировал игру на музыкальных инструментах дирижер при помощи движений рук, которые так же позволяют идентифицировать определенные тона, интервалы и функции звуков.

   Помимо многочисленных барельефов со стен храмов и захоронений, распространенных по всему Египту и относящихся к разным эпохам, были найдены в гробницах в большом количестве и сами музыкальные инструменты. Сейчас эти артефакты хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Некоторые из инструментов перед закладкой в гробницу были тщательно завернуты в полотно (ткань).

   Все эти находки совместно с ранними письменными источниками и современными музыкальными традициями жителей долины Нила подтверждают аутентичность истории музыки Древнего Египта.

 Основные характеристики египетских инструментов.

1. Изображенные музыкальные сцены в древнеегипетских гробницах, а также инструменты, относящиеся к Древнему и Среднему царствам (2575-1783 до н.э.), указывают на соотношение между струнами арфы, четко упорядоченными ладами на грифе струнных инструментов, так же, как и расстояниями между отверстиями духовых инструментов, что подтверждает следующее:

     а. «Narrow-stepped scales» использовалась еще в древнейшей истории Египта (более 5 000 лет назад).

     б. Играли на музыкальных инструментах и настраивали их как для сольных, так и для хоровых выступлений.

     в. Владели такой техникой игры на духовых инструментах, которая позволяла достигать постепенного нарастания звука и эффекта органа.

2. Древние египтяне славились на весь мир мастерским владением техниками игры на музыкальных инструментах. Их умения подтверждаются и высказыванием Афинея, который утверждал, что и греки, и «варвары» музыке научились у египтян.

   После окончания эпохи фараонов, Египет остался центром музыкального искусства для арабских/мусульманских стран.

3. Декоративные элементы на древнеегипетских струнных инструментах имеют жизненно важное значение.  Их концы украшены головами нетеру (богов и богинь), животных, людей и птиц. На многих инструментах часто встречается изображение лебедя. У древних египтян лебедь был священной птицей в двух ипостасях: 1) как имеющий подобно ворону дар предсказания/предвидения; 2) как обладатель необыкновенных вокальных данных. Сладость его пения, особенно на пороге смерти, восхвалялась не только античными поэтами, но и историками, философами, была запечатлена в сказаниях.

4. Следует подчеркнуть, что большинство древнеегипетских гробниц было разграблено, в основном иноземными захватчиками, и лишь немногие инструменты уцелели. Именно об этих «немногих» (несмотря на то, что их достаточное количество по сравнению с другими странами) у нас и сохранились записи.   Соответственно, не стоит делать вывод, что если каких-то инструментов не найдено в гробницах и храмах (в большинстве своем разрушенных), то их и вовсе не существовало в Древнем Египте. Кроме того, надо отметить, что в некоторых захоронениях находились инструменты, чьих изображений нет на барельефах каких-либо храмов или гробниц. Например, это цилиндрические барабаны-басы.

Музыканты в Древнем (и современном) Египте.

   Музыканты в Древнем Египте и современном Египте (балади) имели и поныне имеют высокий статус. Сами древнеегипетские боги-нетеру изображались на стенах храмов, играющими на музыкальных инструментах. Профессия музыканта была явным и практическим следствием той выдающейся функции, которую играла музыка в египетском обществе.

   Музыканты исполняли свои определенные роли. Некоторые из их музыкальных званий: надзиратель, преподаватель (инструктор), руководитель над музыкантами, учитель, музыканты Маат - хозяйки Нетеру, музыканты Амона, музыканты Великой Эннеады, музыканты Хет-Херу (Хатор) и т.д. Должность хирономида (дирижера/маэстро) так же упоминается в древнеегипетской литературе.

   В музыкальную профессию включался весь спектр храмовых и других общественных мероприятий. Многочисленные и хорошо подготовленные группы певцов и танцоров изучали и практиковали целый свод правил для проведения представлений/выступлений, подходящих к каждому конкретному случаю.

   Египетским воплощением музыканта был Heru Behdety (Гор), аналог древнегреческого Аполлона. Диодор Сицилийский так писал в своей книге о Heru Behdety и его девяти музах, хорошо владеющих различными искусствами, связанными с музыкой:

Ausar (Осирис) любил смех, был без ума от музыки и танцев; поэтому его окружало множество музыкантов, среди которых были 9 девушек, умеющих петь и обученных другим искусствам, их называли Музами; а предводителем их, как считалось, был Heru Behdety (Аполлон), прозванный из-за этого Мусагетом (Аполлон Мусагет, «Предводитель муз»).

   Изредка на египетских фресках музыканты изображались слепыми или с завязанными глазами – чтобы подчеркнуть метафизический аспект музыки.

  Музыкальный оркестр

   Музыкальные инструменты различаются по диапазону, разнообразию и силе звучания, ударной силе, скорости артикуляции повторной ноты и по тому, какое количество нот одновременно они способны воспроизводить. Для воспроизведения всех музыкальных звуков древними египтянами использовалось большое количество разнообразных инструментов.

   Хочу заметить, что диапазон музыкальных инструментов, рассматриваемый в этой книге, ограничен теми, аналоги которых существуют и в наше время. Некоторые инструменты древних египтян слишком сильно отличаются от современных, чтобы их можно было как-то классифицировать.

   В Древнем Египте музыкальные коллективы были весьма многочисленны и разнообразны. Малые и большие ансамбли использовались для разных целей, что мы и можем проследить на изображениях в египетских постройках.

   Из древнеегипетских скульптур явно следует, что их музыкантам были известны три главные составляющие симфонии – гармония инструментов, голосов, и голосов с инструментами. Игра на музыкальных инструментах происходила под управлением движений рук дирижеров. Положения их рук показывают широкий диапазон: унисон (или созвучие), аккорд, многоголосие (полифония) и др.

   Египетский оркестр/ансамбль состоял в основном из 4 видов инструментов:

1. Струнные инструменты с открытыми струнами, такие, как цитра, лира, арфа и др.

2. Щипковые инструменты со струнами, натянутыми над грифом: танбур, гитара, уд/лютня и др.

3. Духовые инструменты, как флейта, дудка/труба и др.

4. Ударные инструменты, как барабаны, трещотки, колокольчики…

   В следующих главах будут детально описаны древнеегипетские инструменты согласно выше приведенной классификации.

 

Глава 2

 СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

   Древнеегипетские струнные инструменты делятся на две основные группы:

1. с открытыми струнами – лиры, арфы, цитры и т.д. они, как правило, настраиваются на слух на квинту и кварту. Настройка осуществляется путем зажимания струны (С), поднятием другой струны до верхней квинты (G), затем возврат к нижней четверти (D), и, подойдя к (А), снова поднимаемся к квинте, и так далее. Этот диапазон между квинтой и квартой называется полным звукорядом.

2. с натянутыми над грифом струнами – гитары, лютни и др., их характерной особенностью является четко выраженный гриф. При игре на этих инструментах используется раздельный метод. Игра осуществляется путем зажима струны вдоль грифа на определенном расстоянии (с использованием ладов) следующим образом:

                                      1/2 длины для целой октавы

                                      1/3 длины для квинты

                                      1/4 длины для кварты

   Есть, однако, лиры, цитры и арфы, у которых зажимают струны, а также танбуры с открытыми струнами.

 Лира

   Древнеегипетская лира имеет раму в форме скобы (хомута), состоящую из двух изогнутых дуг, выступающих из резонаторного корпуса, и соединяющей их перекладины.

   Два основных вида лиры в Древнем Египте:

1. асимметричной формы, с двумя расходящимися асимметричными дугами, скошенной перекладиной и звукоснимателем.

2. симметричной прямоугольной формы, с двумя параллельными дугами, сходящимися под прямым углом перекладинами и звукоснимателем.

   В обоих случаях, качество звука зависело от звукоснимателя, который обычно был квадратной или трапециевидной формы.

   Многие древнеегипетские лиры отличались замечательным звучанием и имели по 5, 7, 10 или 18 струн. Лиру прижимали локтем к боку и перебирали струны пальцами или плектром (медиатором). Сам плектор (медиатор) изготавливали из панциря черепахи, слоновой кости или дерева и привязывали к лире веревочкой.

   Многочисленные изображения того, как музыканты играют на лирах, показывает, что современная и древняя техники весьма схожи. Лиру держали в наклонном, а иногда даже в горизонтальном положении, на расстоянии от музыканта. Правой рукой при помощи плектра проводят по всем струнам сразу, а пальцами левой прижимают те струны, который в данный момент не используются. У древнеегипетской лиры в диапазоне было несколько октав, благодаря которым достигалось уникальное нарастание звука.

   Экспозиция Лейденского музея в Берлине располагает отлично сохранившимися деревянными лирами, украшенными конскими головами. Их форма, дизайн, чередование коротких и длинных струн напоминает те, что изображены в некоторых древнеегипетских гробницах.

    Вот еще несколько примеров найденных/изображенных лир:

1. Бронзовая статуя Беса, известного еще с додинастической эры (до 3000 года до н.э.), ударяющего по струнам  лиры медиатором;

2. Симметричная лира из гробницы времен 6-й Династии (2323-2150 гг. до н.э., Саккара), идентифицированная Хансом Хикманом;

3. Асимметричные лиры времен Среднего Царства (2040-1783 гг. до н.э.), изображенные в гробнице Бени Хассан;

4. Асимметричная лира с надписью, относящейся к Аменхотепу I (16 век до н.э.).

5. Симметричная 14-ти струнная лира из гробницы Кинебу (12 в. до н.э).

  Tri-gonon/Tri-Ka-Nun (Цитра)

   Иосиф Флавий в своем труде "История евреев" пишет, что древнеегипетские храмовые музыканты играли на энгармоническом треугольном инструменте (órganon trígonon enarmónion). Слово trígonon состоит из двух слогов: «trí» и «gonon». Термин «trí» свидетельствует о форме и характере этого уникального египетского инструмента, который:

- сделан в форме треугольника или трапеции;

- все струны собраны в триплеты. Каждая струна в триплете имеет разную толщину и все они вместе настроены на звучание в унисон.

   Греческий термин  tri-gonon тесно связан с египетским Ka-Nun (в форме треугольника, треугольный). Тrigonon/tri-Ka-Nun в Египте известен как Ka-Nun – древнеегипетский термин, обозначающий персонификацию/воплощение (Ка) всего мира (Нун).

   Ka-Nun/Канун, по свидетельству Иосифа Флавия, играл наиважнейшую роль в Древнем Египте.

- В 10 веке н.э. Ka-Nun/Канун упоминался аль-Фараби как инструмент с 45 струнами или 15 триплетами, который использовался еще в его время.

- Страной происхождения Ka-Nun всегда назывался Египет, который и до сих пор держит пальму первенства по его изготовлению. Название инструмента впервые упоминается в одной из сказок «1001 ночи» об Али ибн Баккари и Шамс аль Нахари (10 в. н.э.).

   Современный канун представляет собой плоскую коробку в форме треугольника со струнами. Их количество варьируется от 21 до 28 триплетов (63 или 84 струны), но чаще всего встречается канун с 26 триплетами (78 струн). Каждый триплет настроен на звучание в унисон.

   Струны перебирают черепаховым плектром (медиатором), прикрепленным к колечку, которое носят на указательном пальце левой или правой руки. Правой рукой берут нужную ноту, а левой удваивают ее в нижней октаве, за исключением тех пассажей, для проигрыша которых зажимают струну, чтобы изменить высоту тона. Инструмент имеет съемные перемычки, которые можно переместить под струны для изменения их длины и, соответственно, звучания. Техника игры на кануне такая же, как на лире и арфе.

 Арфы

   Древнеегипетские арфы различались по форме, размеру и количеству струн. Обычно на фресках изображены арфы с 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 20, 21 и 22 струнами.

   Арфа считалась преимущественно храмовым инструментом. Она часто изображалась в руках у богов.

   Существовало два основных вида арф:

1. маленькая переносная (наплечная) арфа (малая дуга). Такие наплечные арфы можно увидеть во многих музеях мира. Как и у других подобных инструментов, у арф была основа, легко передвигавшаяся из стороны в сторону, сверху вниз и наоборот. Это, своего рода, подвесная рамка для струн, позволявшая быстро настраивать арфы на разные лады.

2. большая дуговая (в форме лука) или угловая арфа. В Египте было несколько вариаций таких арф, различающихся по размеру и конструкции, в зависимости от того, располагался держатель струн сверху или снизу, а также от формы резонатора – прямой или изогнутой. Между дуговой и угловой арфами нет никакой разницы, поскольку они производили одинаковый звук.

   Вот несколько древнеегипетских арф, изображенных на фресках или найденных на раскопках:

  • В гробнице Дебхен в Гизе (ок. 2550 г. до н.э.) изображены две дуговые арфы с прекрасно прорисованными корпусами.
  • Огромная арфа с барельефа в гробнице Сешемнофера (5 династия, ок. 2500 до н.э.).
  • Дуговая арфа из гробницы царицы Ти в Саккаре (2400 до н.э.).
  • Дуговая арфа из гробницы Пта-хотепа (2400 до н.э.). Сцена показывает 2-х ударный стиль игры.
  • Изображение арфы с барельефа гробницы Некаухора в Саккаре (2390 г. до н.э., сейчас находится в музее искусств Метрополитан). Сцена изображает 3-х ударный стиль игры.
  • В гробнице Идат в Саккаре (2320 до н.э.) изображены пятеро арфистов.
  • Супруга покойного Мерерука изображена на барельефе в его гробнице играющей на арфе. Она играет на двух разных струнах (полифоническое исполнение).
  • В гробнице Рекхмира (1420 до н.э.) в Та-Апет (Фивы) изображена дуговая арфа. Искусно прорисованные струнные нагели похожи на мундштуки современных труб.
  • Изображение дуговой арфы в гробнице Накхта в Фивах (15 в. до н.э.).
  • В гробнице Рамзеса III (1194-1163 гг до н.э.) в Фивах изображены двое музыкантов, играющих на огромных разновидностях дуговой арфы. Именно из-за них захоронение получило название «Гробница Арфистов». Вот одно из этих изображений

 

 

  • Рамзес III приносит в дар арфу богам в сцене жертвоприношения в храме Мединет Абу в Фивах.

 Техники игры на арфе

   Струны на арфе перебирали при помощи пальцев или плектра (медиатора).

   Древние египтяне были хорошо знакомы со многими приемами игры, что можно увидеть на фресках гробниц всего Династического периода. На них изображены техники игры как одной, так и двумя руками.

1. Игра одной рукой.

   У арфы каждой ноте соответствует своя «открытая» струна. Метод игры одной рукой основан на раздельном способе извлечения звуков путем зажимая струны на определенной длине. В этом случае только одна рука зажимает струну, в то время как другая щиплет ее, извлекая звук.

   Чтобы зафиксировать струну в нужном положении, музыкант пальцем левой руки оттягивает и прижимает струну на определенном расстоянии от грифа, таким образом «укорачивая» или останавливая длину вибрации самой струны. Благодаря этому можно получить звучание в заданной тональности.

   Техника игры одной рукой дает возможность получать неограниченное количество тонов.

   Существует много артефактов, запечатлевших эту технику. На них отчетливо видно, как изгибается зажатая струна. Примеры:

  • На барельефе одной из фиванских гробниц (Новое царство, 1520 до н.э.) арфист зажимает нужную струну пальцами одной руки, а другой рукой щиплет ее же. Четко просматривается, как изгибается эта струна.

 

  • В усыпальнице Идата (2320 г. до н.э.) двое из пятерых изображенных арфистов используют для игры только правую руку, левой же они просто зажимают струну.

2. Игра двумя руками.

   Техника игры двумя руками заключается в том, что музыкант может щипать струны всеми пальцами обеих рук по желанию одновременно, либо одну за другой, добиваясь полифонии или хорового звучания. «Ненужные» струны приглушаются ладонью другой руки.

 Всеобъемлющие возможности древнеегипетских арф.

   Большое разнообразие арф Древнего Египта показывает богатство их музыкальных возможностей.

1. Арфы с количеством струн от 4 до 22 были способны воспроизвести широкий ряд нот в некоторых октавах. Соотношение между самыми короткими и самыми длинными составляет от 1:3 до 1:4 (т.е. от одной до двух октав). Разнообразное количество тонов и октав извлекалось именно при помощи техники игры одной рукой.

2. Музыкальные интервалы в четыре и пять ступеней, а также октава были наиболее распространенными в Древнем Египте. Курт Сакс обнаружил, что из семнадцати арфистов, с большим реализмом и прорисовкой деталей изображенных на древнеегипетских барельефах, семеро играют квартаккорд, пятеро – квинтаккорд и еще пятеро - октаву.

3. Отношение длины самой короткой струны древнеегипетской арфы к самой длинной составляет 2:3. Поскольку этот интервал разделен между пятью струнами, он обеспечивает диапазон звуков от полутонов до тонов. Для арфы с десятью струнами это дает интервал малого полутона.

4. У арфы, найденной в гробнице Рамзеса III, было 13 струн. Из которых одна, самая длинная, звучала в самом низком тоне тетрахорда (Proslambanomenos), а оставшиеся 12 воспроизводили все тоны, полутоны, четверть тоны диатонической, хроматической и энгармонической гаммы в диапазоне одной октавы.

   Звучание этой тринадцатиструнной арфы воспроизводит четыре тетракорда: hypaton, meson, synemmenon и diezeugnenon, завершающиеся proslambanomenos

5. Самой распространенной и часто встречающейся арфой в Древнем Египте была семиструнная. Согласно исследований Курта Сакса, египтяне настраивали свои арфы на диатонический интервал.

6. Древнеегипетская арфа с 20 струнами воспроизводит пентатонный звукоряд в четыре октавы. Арфа с 21 струной имеет тот же порядок интервалов, но с дополнительной тональностью в верхнем регистре.

 Танбур (струнный инструмент с шейкой)

   Танбур/тамбур — это струнный щипковый инструмент с ярко выраженной шейкой, к которой прижимают струну перед тем, как ударить по ней.

   У танбура есть еще несколько названий – тамбур, набла и др. В этой книге мы будем использовать название танбур в качестве обобщения всех струнных инструментов с длинной шейкой. Среди самых известных можно выделить лютню и гитару.

   Инструменты, подобные танбуру, часто встречаются в древнеегипетской живописи, на барельефах, скульптурах, саркофагах, скарабеях, а также в качестве декора ваз и коробов.

   В Древнем Египте музыканты с танбурами всегда возглавляли религиозные процессии. И сейчас танбур (уже больше известный под арабским названием «уд») широко используется в оркестрах, домашних постановках, кинофильмах и на концертах фольклорной музыки.

   У древних египтян было бесконечное количество инструментов типа танбура, различающихся по целому ряду параметров:

A. По форме тулова. У танбура тулово могло быть овальным, либо с боковыми изгибами, как у современной гитары или скрипки. Были также грушевидные или в форме панциря черепахи, с плоской или округлой задней частью.

Б. По количеству струн и настройке. У найденных инструментов обычно бывает от 2 до 5 настроечных винта со свисающими с них кисточками. Колки чаще всего были в форме буквы Т и расположены на передней или боковой части грифа. Обнаруженные в усыпальницах инструменты зачастую находят без струн и настроечных винтов.

   У древнеегипетских танбуров было 2,3,4,5 или 6 струн, сделанных из жил, шелка или конского волоса. Все струны были разной толщины. Если бы они были одинаковыми, то для каждой струны потребовался бы отдельный колок. А чем сильнее варьируется толщина от струны к струне, тем меньше нужно колков. Таким образом, каждый настроечный винт контролирует несколько различных струн, что позволяет добиться звучания в унисон.

   На инструментах типа танбуры играли при помощи плектрума или смычка.

В. По длине шейки. У некоторых инструментов шейка могла быть длинной, как у гитары, и короткой, как у лютни или уда. Длина короткой шейки была равна длине тулова резонатора. Длина у длинной шейки равнялась 47 дюймам или 120 см, как у инструмента из усыпальницы Гармозиса.

Г. По ладам. Музыканты, прижимая струну в нужном месте к шейке, укорачивают длину ее вибрации и, таким образом, получают звуки разной интенсивности. Для этого у многих инструментов есть лады.

   Поскольку лады несколько ограничивают возможности исполнителя, то особо одаренные музыканты обходились без них, что давало возможность пальцам свободно скользить вдоль всего грифа.

   Лады на древнегреческих инструментах:

1. легко изменяемые, достаточно переместить полосочку лада в нужное место;

2. струны были достаточно длинны и расположены высоко над грифом, чтобы можно было легко их переместить, приложив лишь небольшое усилие;

3. полосками отмечали большие интервалы, чтобы очертить общие параметры. Кроме них, были еще подвижные лады, которые делили октаву на меньшие шаги – 10,17, 22 или более.

   Пример разбивки на такие лады (из гробницы Накхт-Амун, Фивы, 14 в. до н.э.).

 

4. в некоторых случаях располагались только в верхней части шейки, а иногда доходили до самого тулова инструмента.

Двухструнный танбур

   Двух струн вполне достаточно для произведения большого количества звуков. Например, если их настроить на квартаккорд, то можно извлекать семиступенный звукоряд (гептахорд), состоящий из двух связанных тетрахордов B, c, d, e; E, f, g, a. А если эти струны звучат в квинтаккорде, то получим октаву из двух дизъюнктных (разобщенных) тетрахордов.

   Именно этот инструмент доказывает, что древние египтяне нашли способы расширить звуковую гамму, а также увеличить музыкальную производительность двухструнных инструментов наиболее простыми и действенными методами.

   Танбуры с двумя струнами и отмеченными ладами изображены в сценках музицирования на фресках фиванских гробниц 14-15 века до н.э.

 Трехструнный танбур

   Танбур с тремя струнами был одним из широко распространенных музыкальных инструментов в Древнем Египте.

   Он настраивался на звучание в квартаккорде, квинтаккорде и октаве. При настройке в квартаккорде, танбур достигал диапазона в 2 октавы.

   Подобный трехструнный танбур был найден в усыпальнице Гармозиса.

   Одной из популярных разновидностей танбура был похожий на банджо инструмент – те-буни.

 

 

 Четырехструнный танбур

   На древнеегипетском обелиске, датируемом 1500 г. до н.э., изображен танбур с четырьмя колками.

   Подобные инструменты имели четыре струны одинаковой толщины и были настроены на звучание в квартаккорде, что давало диапазон в одну-две октавы.

   Четыре струны с разной толщиной, варьирующейся 6, 8, 9, 12 (настроенные в унисон), дают полную октаву, кварту, квинту и полуоктаву.

   Такой танбур до сих пор популярен в Египте.

 Лютня с коротким грифом (современный уд)

   У древних египтян был распространен тип лютни с короткой шейкой, крепким грушевидным корпусом и широким грифом. Количество струн у него варьировалось от двух до шести. Две такие лютни, обнаруженные в гробницах в Фивах (датируются 16 веком до н.э.), были длиной 35 см и 48,5 см. У меньшей было 2 (возможно, 3) струны, а у большой - 4.

   Самые популярные лютни имели по четыре струны. Кроме ладов, у этого инструмента была 17-ти интервальная рамка. Сегодня он известен в арабских и исламских странах как уд.

 

   Кроме вышеперечисленных инструментов, вот еще несколько примеров:

1. Статуэтка музыканта, играющего на лютне с короткой шейкой (Новое Царство, ок. 3500 г. до н.э., находится в Каирском музее).

2. Статуэтка лютниста из обожженной глины (19-20 династия).

  Египетские гитары

   Египетская гитара состоит из двух частей: длинной шейки и полого овального корпуса. Изображения гитар найдены в многочисленных гробницах разных эпох.

 

   Четыре подобных инструмента с зазубренными краями (относятся к временам Среднего Царства, ок. 2000 г. до н.э.) найдены в районе Карары. Гитары есть также в музее Гейдельберга, в Каирском музее, в Музее искусств в Нью-Йорке, а самая маленькая хранится в коллекции Моек. У всех у них от трех до шести струн.

   Корпусы этих гитар сделаны из цельного куска дерева, только шейка самой большой удлинена дополнительными вставками. На всех инструментах есть многочисленные лады.

   Современное слово «гитара» происходит от древнего названия кифара. Именно корпус кифары стал прототипом той формы гитары, которую мы знаем сегодня. 

   Примеры разнообразия танбуров:

1. Танбур с семью ладами изображен на стене одной из усыпальниц Древнего Царства (ок. 4500 г. до н.э.). Музыкант мог сыграть восемь разных интервалов на каждой струне. Пространства между ладами окрашены в разные цвета.

2. Гитара с удлиненной шейкой, резным увеличенным резонатором изображена в усыпальнице Пахекмена (18 Династия, 16 век до н.э.).

3. Инструмент, похожий на танбур, с 25-ти дюймовой (62 см) шейкой был найден в фиванской гробнице 18 Династии. Корпус сделан из панциря черепахи.

4. Огромный, длиной 120 см, танбур найден в гробнице Гармозиса (Дэр-эль-Бахри, 16 век до н.э.). Инструмент с миндалевидным резонатором сделан из дерева. Три струны закреплены в нижней части корпуса специальными зажимами.

5. Два игрока на танбурах изображены на стене в гробнице Рекхмира (1420 г. до н.э., Фивы).

6. Процессия музыкантов, играющих на танбурах, изображена в Храме в Луксоре (время правления Тутанхамона, 1350 г. до н.э.).

7. В сценке музицирования из гробницы Небамун (15 век до н.э.) изображены два вида гитар: с миндалевидным и круглым резонатором. Корпус последней, кажется, изготовлен из панциря черепахи. У обоих инструментов есть грифы. На одном явно видно 8 ладов, на другом – 17 ладов.

8. В фиванской гробнице №52 изображен танбур с длинной шейкой (ориентировочно 15 век до н.э.). У инструмента 9 ладов, отмеченных полосочками. Измерения видимого расстояния между ладами (там, где не закрывает рука музыканта) дает следующие интервалы в египетских коммах: 6–5–15–9–12. Измеренные интервалы согласуются с египетской музыкальной коммой.

 Смычковые инструменты (каманга, рабаба)

   Существует несколько разновидностей смычковых инструментов, но у всех у них есть свободно закрепленные струны, на которых можно играть смычком или пальцами. У смычковых инструментов было 1, 2, 3 или 4 струны. Наиболее часто встречались 2 или 4 струны.

   Струны, как и смычки, изготавливали из конского волоса. Вообще, лошади играли ведущую роль в музыкальной жизни как Древнего, так и современного Египта. Некоторые древнеегипетские музыкальные инструменты украшены лошадиными фигурками. Конский волос – имевшийся в большом количестве и доступный всем – использовался для музыкальных инструментов.

   И в древности и сейчас на смычковых инструментах, независимо от того, насколько они маленькие, египтяне играют, уперев корпус в пол или бедро, а не под подбородком. Такой способ дает возможность лучше контролировать инструмент и вращать его вокруг оси для достижения желаемой высоты и продолжительности звуков.

   Во многих древнеегипетских захоронениях изображена именно эта манера игры на смычковых инструментах. В гробнице Рекхмира (15 век до н.э., Фивы) музыкантша играет при помощи смычка. Подобное изображение найдено и в другой усыпальнице, на нем музыкант упирает инструмент в бедро. 

   Смычковые инструменты назывались каманга. У них был прямоугольный или треугольный корпус и округлая задняя часть. Форма и устройство каманги такое же, как у современной скрипки.

   Смычковые инструменты с двумя струнами называются малая каманга или ра-ба-ба – по-египетски это означает Двойная душа (ба-ба) Создателя (Ра). Эту дуальность (ба-ба) и символизировали две струны.

   Рабаба – это струнный инструмент с длинной шейкой, без ладов, на котором играют смычком или пощипывая струны пальцами. У него короткий узкий чашеобразный корпус.

   Производство рабабы недорогое, поскольку и струны, и смычок изготавливают из конского волоса. А сам резонирующий корпус вырезается из кокоса или дерева.

   Смычок рабабы и каманги делаю из гибкого, слегка изогнутого прута и конского волоса.

Со смычковыми инструментами (типа рабабы и каманги) выступали египетские сказители, потому что они по звучанию больше других инструментов похожи на человеческий голос.

 

 Глава 3

 ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

   Древнеегипетские духовые инструменты подразделяются на следующие виды:

1. инструменты, в которых воздух вибрирует в полом корпусе (поток воздуха рассекается о грань), такие как обычная флейта, одинарная труба, обычные трубы органа и др.

2. инструменты, в которых язычок вызывает вибрацию, такие как кларнет, бас-кларнет, язычковая труба органа и др.

3. инструменты с двойной тростью, которая вызывает вибрацию, такие как двойная труба и гобой.

4. инструменты, в которых упругие мембраны заставляют вибрировать струю воздуха (губы на мундштуке), такие как труба, тромбон и туба.

   Большинство труб имеют равноудаленные отверстия для пальцев. Воспроизведение различных музыкальных гамм и нот зависит от размеров отверстий, силы дыхания, движения пальцев и еще некоторых приемов, о которых пойдет речь далее.

 Волшебная Най (продольная флейта)

   Наи изготавливались из тростника, в изобилии растущего по берегам ирригационных каналов в долине Нила. Именно благодаря этому простому растению египтяне (в древности и сегодня) воспроизводят невероятный диапазон тонов. Ни у какого другого инструмента нет такого неземного звучания, сладчайшего состенэто, берущего за сердце вибрато.

   Египетские наи от обычных флейт отличаются по двум основным параметрам:

1. наи изготавливают исключительно из тростника, а флейты из дерева и металла.

2. на наях играют, вдувая воздух внутрь через открытый конец. У флейты же один конец закрыт, а воздух вдувают через боковой клапан.

   Различия между най и трубой заключаются в количестве и расположении отверстий, а также длине самого инструмента.

   Звуки из египетской най извлекают, вдувая воздух слегка приоткрытыми губами в самую грань отверстия и проталкивая его дальше по трубке. Открывая и закрывая отверстия, музыкант изменяется конечную длину воздушной струи, что обеспечивает необходимую высоту звука. Получаемые звуки сливаются в мелодию – плавную и отрывистую, оживленную и тоскливую, стаккато и легато, нежно пульсирующую и льющуюся каскадом.

   Египетская най (продольная флейта) немного изменялась с течением времени. Сегодня она остается самым популярным инструментом в Египте.

  Длиной наи были от 14,8 дюймов до 26,8 дюймов (37,5 – 68 см). Принципы изготовления, структура, размеры отверстий современных продольных флейт те же самые, что были и в Древнем Египте:

1. всегда вырезаются только из верхней части тростника;

2. най состоит из девяти сегментов/сцепок

3. у каждой най есть шесть отверстий на верхней и одно отверстие на задней стороне. Положение пальцев и отверстий показано на картинке

   Египетская флейта относится к разновидности вертикальных флейт. Она обладает большим музыкальным потенциалом. Из-за возможности менять угол вдувания воздуха, музыкант способен добавить экспрессии мелодиям.

   Флейтист может держать флейту как совершенно прямо, так и под небольшим углом влево или вправо. Музыканты достигали бесконечного количества полутонов, просто усиливая или снижая силу вдуваемого потока воздуха.

   При изменении силы вдувания, звук мог изменятся на октаву выше или ниже. Выдувая воздух с очень большой силой, музыкант достигал даже трех октав.

   Игра на флейте требовала определенного мастерства. Чтобы достичь желаемого тона, флейтист должен был контролировать, координировать и умело обращаться со своим дыханием, напряжением губ, движениями языка, губ и головы, а также работой пальцев при открывании и закрытии отверстий в различных комбинациях.

   Поскольку одна най определенной длины могла воспроизводить ограниченное количество нот, египтяне использовали семь вариантов длины най, чтобы изменит высоту звука за счет увеличения или снижения тональности. Семь най разной длины в одном оркестре настолько дополняли друг друга, что позволяли достичь полного звукоряда в диапазоне нескольких октав. 

   Семь основных размеров най: 26.8, 23.6, 21.3, 20.1, 17.5, 15.9 и 14.8 дюймов (68, 60, 54, 51, 44,5, 40,5 и 37,5 см).

   Со времен Среднего Царства (20 век до н.э.) древнеегипетские флейты, найденные в храме Арманта III, дают интервалы (по С. Саксу) в 248 центов (11 египетских комм), 316 центов (14 египетских комм), 182 цента (4 египетских коммы), что в общей сложности складывается в общий диапазон квинты в 702 цента (31 египетская комма).

   Измерения расстояния между отверстиями най показали, что египтянам были известны некоторые ступени звукоряда с интервалом менее ¼ тона (т.е. 2 египетские музыкальные коммы).

   Подобные инструменты разбросаны по музеям и частным коллекциям всего мира. Вот примеры находок най:

  • на сланцевой палетке (3200 г. до н.э., музей Оксфорда) изображена группа животных, среди которых можно увидеть шакала, играющего на най.
  • усыпальница Ненчефтка, Саккара (15 век до н.э., Каирский музей), в которой изображен флейтист.
  • Наи разной длины из Саккары.
  • Барельеф из гробницы Некаухора в Саккаре (2390 г. до н.э.).
  • Изображения в фиванских захоронениях эпохи 18 Династии.

   Египетская най имела отношение к теме возрождения/реинкарнации. Флейта сохраняет свое мистическое значение и по сей день. Сегодня самая известная из них называется Най Дервишей, потому что под ее аккомпанемент поют и танцуют дервиши во время своих мистерий.

 Поперечная флейта

   Древним египтянам была знакома поперечная флейта, которую держат перпендикулярно полу и дуют в нее с боку.

   Использование поперечных флейт зафиксировано на египетских барельефах начиная с 4 Династии (2575-2465 гг. до н.э.), например, вот на этом изображении из гробницы в Долине Гизы.

 

   У этих инструментов были совершенно замечательные мундштуки, которые использовались, чтобы распределить дыхание, а также в качестве аэродинамической камеры.

   Несколько бронзовых поперечных флейт хранятся сейчас в музее Неаполя. Подобные инструменты до сих пор находят в южной части Египта недалеко от Мероэ (Судан).

 Флейта Пана (панфлейта)

   Панфлейта представляет собой набор или связку трубок разной длины, обычно в количестве семи штук, каждая из которых представляет собой обычную вертикальную флейту. Нижние торцы трубок закрыты, отверстий для пальцев нет. И все они связаны наподобие плота. Верхние концы образуют прямую горизонтальную линию, чтобы рот музыканта мог перемещаться по нему в зависимости от того, какую ноту необходимо воспроизвести. 

   Найдено много сосудов со священными маслами и косметикой в форме панфлейты. Они датированы периодом Нового Царства, что говорит об их широком применении в то время.

   Этих инструментов было найдено относительно немного. Хорошо сохранившаяся флейта Пана обнаружена в храме Себека в Файюме. Иллюстрация еще одной такой флейты размещена в труде Флиндерса Петри «Предметы повседневного обихода». 

 Одинарная тростниковая свирель (кларнет)

   Разнообразные свирели (дудки) изготавливали из тростника, в большом количестве росшего вдоль ирригационных каналов.

   У египетской одинарной свирели есть мембрана из тростника, которая вибрирует при вдувании воздуха. Воздух проходит через «клюв» (насадку) из дерева или слоновой кости и «срезается» об острый выступ в самой трубке.

   Египетская свирель по древности не уступает най и флейте.  Она представляла собой прямую трубку без утолщения на мундштук. Тростниковая свирель от флейты отличается длиной, количеством отверстий и другими конструкционными особенностями.

   Известны две египетские свирели длиной 9 и 15 дюймов (23 и 38 см) и еще несколько длиной от 7 до 15 дюймов (18-38 см).

   Тростниковые свирели имели равноудаленные расстояния между отверстиями для пальцев. Обычно у них было три или четыре отверстия, 14 подобных свирелей сейчас хранятся в Лейденском музее. Для проигрывания музыкальной гаммы исполнитель должен был контролировать свое дыхание, работу пальцев и использовать специальные техники игры.

   У египетских инструментов соотношения между отверстиями для пальцев дают следующие интервалы:

  • Музей Лейдена – 12:9:8:7:6 дуодецим;
  • Турин и Берлин - 12:11:10:9:8 дуодецим;
  • Турин - 14:12:11:10:9:8:7 квартдецим;
  • Турин - 11:10:9:8:7:6 ундецим.

 Двойная свирель

   Большое количество древнеегипетских тростниковых и двойных свирелей было найдено в усыпальницах и теперь хранится в музеях всего мира. Двойные свирели были разнообразны по размерам, у одних было только одно отверстие, у других – два, но расположены они так близко друг к другу, что музыкант мог дуть в оба одновременно. Мундштук состоял из тонюсенькой трубочки, закрытой в верхней части. Языком музыкант прикрывает эту трубку, что вызывает вибрацию воздуха у него во рту.

   У двойной свирели трубки могут быть как одинаковой длины, так и разной. В них дуют одновременно, что обеспечивает звучание в унисон. Бывает так, что на одной трубке есть отверстия для пальцев, а на другой нет. Иногда, если от свирели требуется только аккомпанемент в виде монотонного гудения, отверстия залеплялись воском. Иногда египтяне вставляли колки или трубочки в отверстия, чтобы регулировать последовательность интервалов или стиль исполнения.

   Поскольку расположения отверстий для пальцев (и, следовательно, тонов) не полностью соответствуют друг другу, то возникают определенные эффекты, а также более высокие и резкие тоны, чем у других музыкальных инструментов. Факт использования этого способа монотонной игры (гудения) подтверждается следующими находками: своеобразное расположение пальцев при игре на свирели, изображаемое на фресках; современные практики; обнаружение свирелей с залитыми воском отверстиями (кроме одного).

   Свирель со множеством отверстий использовалась для воспроизведения мелодий, а с залитыми воском отверстиями для аккомпанемента, похожего по тональности на звуки волынки. Таким образом, двойная свирель дает возможность играть в диапазоне октавы, чередующимся способом, в дуэте, т.е. одновременно исполнять две мелодии, ритмически похожие или разные.   

   В Египте до сих пор суфистский орден (подобный дервишам) использует двойные свирели.

   Описание видов двойных свирелей в Древнем и современном Египте:

a) Двойной кларнет – это обобщающее название для инструментов, состоящих из двух трубочек одной длины, скрепленных друг с другом. Изготавливались из тростника. Двойные кларнеты изображены на фресках в гробнице Ненчефтка (5-я Династия, 2700 г. до н.э.), на которых можно увидеть, что они состоят из двух тростинок одинаковой длины. Они очень похожи на зуммарах – инструмент, широко распространенный в современном Египте и используемый для исполнения народной музыки.

   Древние и современные двойные кларнеты изготавливались и изготавливаются по сей день из двух камышин, склеенных и связанных по всей длине и имеющих отверстия (4, 5 или 6 штук), расположенные симметрично и на равном расстоянии друг от друга. При необходимости музыкант закрывает две дырочки на обеих трубках одним пальцем и, поскольку толщина тростника не везде одинаковая, то получает звучание разной высоты, похожее на вибрацию нижнего регистра органа, так называемую unda maris (морская волна).

   Подобно стеклодуву, музыкант дышит только через нос, а ртом постоянно выдыхает струю воздуха. Разная сила выдоха позволяет модифицировать тембр и высоту, и звук испускается с постоянной силой и визгливостью.

   Египетский двойной кларнет был двух видов, в зависимости от типа мундштука:

1. зуммарах (zummarah) – у него срез на нижней части мундштука. Этот вид кларнета позволяет брать высокие ноты благодаря тому, что его держат в горизонтальном положении и дуют сверху.

2.  машурах (mashurah) – у него срез на верхней части тростниковой трубки. Инструмент держат слегка наклоненным вниз, чтобы играть низкие ноты.

   Примеры находок и изображений тростниковых кларнетов:

  • Двойной кларнет изображен в сценах музицирования на фресках эпохи Древнего Царства (4 Династия).
  • Двойной кларнет из гробницы Некаухора (Саккара, 5-я Династия)
  • Кларнетист, изображенный на фреске в гробнице Имери (Древнее Царство, 5 Династия). Хорошо различимы его поза, техника игры и количество отверстий.
  • Кларнет длиной 12 дюймов (31 см) эпохи Нового Царства хранится в Каирском музее.

b) Двойной гобой – общее название для инструментов, которые состоят из двух тростниковых трубок, соединенных так, что их концы расходятся в разные стороны. У каждой трубки есть вибрационный язычок, что обеспечивает полифоническое звучание.

   Сохранилось много детальных изображений этого инструмента в древнеегипетских гробницах.

   Уцелевшие гобои, датируемые Древним Царством, обнаружены в усыпальницах. Их длина варьируется от 8 до 24 дюймов (20-60 см). Количество отверстий от 3 до 11.

   Современные гобоисты, как и их предки, собирают целый инструментальный оркестр, чтобы удовлетворить все требования репертуара.

   Примеры обнаруженных гобоев и их изображений:

  • Обнаруженный в гробнице возле Дейр-эль-Бакхит футляр в форме колчана для стрел содержал в себе шесть тростниковых труб (три двойных гобоя). В нем же находились и фрагменты мундштука – соломенные накладки. Для того, чтобы соответствовать всем требованиям воспроизводимого музыкального произведения, некоторые отверстия заливали воском. Кусочки воска даже были найдены в дырочках.

 На настенной росписи в гробнице времен 18 Династии изображен двойной гобой, чьи темно-коричневые трубки соединены тростниковым мундштуком.

c) Аргул – это двойной гобой с параллельными трубками разной длины, связанными вместе. Одна из них гораздо длиннее другой. Та, которая покороче, передает мелодию, более длинная добавляет басов. Аргул придает музыке интенсивность и таинственность. На длинной трубке или совсем нет отверстий или их намного меньше, чем на короткой.

   Басовые трубки могли быть длиной в несколько ярдов/метров и, при необходимости, могли удлиняться дополнительными сегментами. Эти вставки и определяли размер инструмента (малый, средний или большой), а также количество отверстий (пять, шесть или семь).

d) Прочие инструменты. Способ игры на двойном гобое очень сходен с игрой на волынке, чей прототип восходит к временам Древнего Египта.

   Также египтяне изобрели и использовали орган (гидравлический и пневматический).

 Двойные горны/трубы

   Горны/трубы были известны в Египте с древнейших времен.

   Вообще, египетские горны всегда парные. С двумя рожками: в один дудели на рассвете, в другой – на закате.

 

   Египетские трубы были прямыми, похожими на древнеримские тубы. Вообще же в Древнем Египте существовало множество разновидностей труб. Длиной в 2-3 фута (60-90 см), они изготавливались из меди и бронзы, имели мундштук и расширение на нижнем конце в виде колокола.

   Горн или труба не были «военными» инструментами. Их звуки ассоциировались с возрождением – переходом из одного состояния в другое (с одной стадии на другую). В таком качестве они использовались в следующих случаях:

  • На похоронах, чтобы «оживить» (воскрешение) умершего. Их считали непременным атрибутом Осириса, воплощения воскрешения.
  • Чтобы ознаменовать начало нового дня (на закате) и уход ночи (на рассвете). Два разных горна для двух разных, но дополняющих друг друга действий. Использовались в ритуальных целях в храмах.
  • Для празднования возрождения, подобно встрече Нового Года.

   Находки и изображения труб:

  • Трубач на фреске из гробницы Кагемни (ок. 2300 г. до н.э.).

 

 

  • Изображение в гробнице Небамона (1400 г. до н.э.) трубача, возглавляющего похоронную процессию.
  • Серебряная и золотая (или бронзовая) трубы из гробницы Тутанхамона (1361-1352 гг до н.э., Каирский музей). Трубы были найдены лежащими отдельно друг от друга. Длина серебряной трубы – 22,5 дюйма (57,1 см), бронзовой – всего 19,5 дюймов (49,5 см). У обеих на концах раструбы. Соотношения длин этих труб 8:9 – Идеальная Гармония.

 

 

  • Трубач в процессии, посвященной встрече Нового Года, на фреске в храме Луксора (эпоха правления Тутанхамона, 1361-1352 гг. до н.э.).

 

 Глава 4

 УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

   Ударные инструменты делятся на мембранофоны и идиофоны, т.е. в зависимости от того, требуется или нет наличие мембраны из кожи или пергамента для звукоизвлечения.

Мембранофоны

a) Барабаны.

   В Древнем Египте было большое количество барабанов разных размеров, форм и функционального назначения. У них кожаная мембрана могла быть как с одной стороны, так и с обеих. Стучали по ним с помощью колотушки (палочки), пальцев или пальмовых веток.

   Нам известны три основных вида древнеегипетских барабанов:

1. Цилиндрические. Неизвестны живописные изображения барабанов этого типа. Однако несколько настоящих барабанов были найдены в гробницах разных эпох. Один из них, находящийся сейчас в Берлинском музее, в высоту имеет 46 см, а в обхвате 61 см. Как и у других подобных ему, у этого барабана есть ребра жесткости (корды), которые по желанию можно стянуть посильнее или ослабить.

   Били в такой барабан двумя слегка изогнутыми палочками. Египтяне также использовали прямые палочки с рукояткой и мягким наконечником. В Берлинском музее хранится несколько таких экземпляров.

2. Малый ручной барабан – продолговатый, цилиндрической формы, длиной 2-3 фута (60-90 см), с мембраной из пергамента с двух сторон. Барабанщик мог бить руками, пальцами и костяшками пальцев как по верхней, так и по нижней части.

3. Отдельно стоящий барабан, который относится к малому типу. Известны два вида. Один, напольный, называется табла или дарабукка (в форме кубка). Его длина от 1,5 до 2 футов (46-60 см). Барабаны другого вида делают из дерева, с перламутровыми или черепаховыми накладками, для жесткости по периметру отделывается рыбьими шкурками. Снизу барабан открытый, высотой 15 дюймов (38 см).

 

   Барабанщики в Египте, играя голыми руками, костяшками пальцев или просто пальцами, достигли совершенства в технике, разнообразии тембров и сложности ритмов. Виртуозный игрок на табле (дарбукке), равно как и на тамбурине, должен был владеть целым репертуаром ритмичных мелодий.

   Барабанщик наносит основные (тяжелые) удары в центр мембраны и по раме, в то время как вспомогательные (легкие) удары приходятся на зону возле обода. Дифференцируя звуки таким образом, барабанщик может синхронизировать ритм.

b) Тамбурины (бубны).

   Тамбурин (рикк или тар) это музыкальный инструмент диаметром примерно 8 дюймов (20 см), с натянутой на раму рыбьей или козьей кожей.  В отверстия, симметрично прорезанные по окружности обруча, вставлены десять пар маленьких цимбал. Тамбурин удерживают в левой руке при помощи большого пальца так, чтобы остальными четырьмя пальцами можно было отбивать ритм по раме. Правой рукой бьют по центру и краям мембраны. Таким способом отбивают легкий и тяжелый барабанный бит и, в итоге, синхронизируют ритм.

   Дафф, как и тар, является разновидностью тамбурина. У него больший диаметр – примерно 12 дюймов (25 см) – и более узкий обод. Он не подходит для воспроизведения синхронного ритма.

   Примеры древнеегипетских мембранофонов:

  • Фрагмент фрески из Храма Солнца Не-усер-ра в Абусире (2700 г. до н.э.), на котором видна верхняя часть большого барабана.
  • Хорошо сохранившийся древний цилиндрический барабан возрастом в 4000 лет найден в гробнице Бени Хасан. Он длиной 65 см, шириной 29 см, с оплеткой из кожаных ремешков, которые по желанию можно было ослаблять или затягивать туже.
  • В храме в Луксоре изображены барабанщики, сопровождающие процессию по случаю Нового Года.
  • Хорошо сохранившийся барабан эпохи 18 Династии с размерами, как у барабана из гробницы Бени Хасан, но отлитый из бронзы.
  • Квадратный барабан с фрески в гробнице Рекхмира (первая половина 15 века до н.э.).
  • Несколько барабанов с кожаными ремешками, хранящиеся в музеях по всему миру (в Лувре, Музее искусств Нью-Йорка, в музее Метрополитан).
  • Малые рамочные барабаны (тары) времен Нового Царства. Большинство из них круглые, но некоторые с вогнутыми ободами.

 Идиофоны

а) Ударные палочки.

   Ударные палочки являются разновидностью трещотки. Их изображение обнаружено на древнеегипетских вазах примерно третьего тысячелетия до нашей эры. Они представляют из себя две палочки, которые музыкант держит в одной или обеих руках и ударяет ими друг о друга.

   Изображения музыкантов с ударными палочками на празднествах, посвященных сбору урожая, можно обнаружить на стенах многих захоронений. В гробнице 2700 г. до н.э. можно увидеть сценки из жизни фермеров, на которых они стучат палочками друг о друга в характерном ритуальном танце, сопровождающем обряды, посвященные плодородию.

   Подобные изображения есть и в усыпальнице Нефериртенеф в Саккаре (эпоха Древнего Царства).

   Из фресок нам известно, что палочками стучали и во время сбора и переработки винограда. Таких изображений мы знаем четыре.  На каждом из них два музыканта стоят на коленях друг перед другом и держат в руках деревянные палочки. На барельефе из гробницы Мерерука в Саккаре (Древнее Царство) двое египтян стучат палочками, задавая ритм, в то время как виноделы ногами давят виноград.

b) Трещотки.

   В Древнем Египте трещотки использовались по любому поводу. Часто ими пользовались, чтобы упорядочить танец или исполнение музыкального произведения. Они могли незначительно разниться по форме. Их изготавливали из дерева, кости, раковин, слоновьих бивней и меди (или другого «звонкого» металла). Одни были с прямой рукояткой, украшенной набалдашником или каким-то другим декором. У других рукоять была слегка изогнутой и сдвоенной, а верхнюю часть венчали уже два набалдашника. Набалдашник был в форме головы человека, животного или птицы – сокола, бородатого мужчины, газели, коровы, лотоса. Многие трещотки венчала голова Хатор.

   В древнеегипетских усыпальницах найдены сотни таких трещоток. Их звучание зависело от размера и материала, из которого они были изготовлены.

   Несколько примеров:

  • Трещотка из слоновой кости, датируемая эпохой 1 или 2 Династии.
  • Пара костяных трещоток в форме человеческих рук времен 18 Династии.
  • Две костяные трещотки, хранящиеся в Каирском музее.
  • Прямые костяные трещотки в форме кистей рук.

с) Систрум или Систра.

   Древнеегипетский систрум преимущественно был священным инструментом и предназначался для использования в храмах.

   Он обычно состоял из 3 или 4 перекладин, имел высоту в 20, 40 или 47 см и изготавливался бронзы и меди. Его иногда инкрустировали серебром, покрывали золотом или украшали орнаментом. Систрум держали вертикально и встряхивали, чтобы колечки двигались взад и вперед по перекладинам. Самим перекладинам придавали форму змеиного тела или просто загибали их концы, чтобы надежно зафиксировать. 

   Играть на систруме было столь великой привилегией, что ее удостаивалась только царица и те знатные дамы, которые носили титул Жен Амона и были посвящены служению богу.

   В продолжение всей многовековой истории Египта систрум запечатлевали на фресках и барельефах. Найденные многочисленные систрумы сейчас хранятся в музеях.

d) Цимбалы.

   Египетские цимбалы делали из меди или сплава серебра с медью. Их диаметр варьировался от 5,5 до 7 дюймов (14-18 см), а форма полностью совпадала с формой современных цимбал, вплоть до дискообразного углубления в центре. 

   Множество цимбал было обнаружено в древнеегипетских захоронениях и сейчас хранится в музеях по всему миру. Все найденные образцы (например, те, что выставлены в Музее Искусств Нью-Йорка и Метрополитен музее) имеют диаметр в 5 и 7 дюймов (12 и 18 см).

е) Кастаньеты.

   Маленькие парные цимбалы, надевавшиеся на кончик пальца, также часто использовались в Древнем Египте. В более поздние времена египетские мигранты привезли их в Испанию, где они получили название кастаньет из-за того, что их делали из древесины каштана (castaña).

   На этих крохотных цимбалах диаметром в 2-3 дюйма (5-7,5 см) играли, ударяя большим пальцем о средний. Кастаньеты, называемые кротала, всегда использовали в паре, аккомпанируя на них в танце. В данном контексте слово «кастаньеты» используется для обозначения трещотки, в чьих ударных поверхностях делали углубление для большего резонанса.

   Египетские кастаньеты были обычно двух форм: 1) похожие по форме на маленький деревянный ботиночек, разрезанный пополам вдоль, с конусообразной частью в виде рукоятки; 2) похожие на современные испанские кастаньеты, но не такие плоские, больше похожие по форме на каштан, в честь которого и были названы.

   Многочисленные древнеегипетские кастаньеты, найденные в усыпальницах, сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях.

   Религиозный смысл кастаньет подтверждается находкой изображений на стенах храма в Луксоре, на которых запечатлены четыре музыканта с кастаньетами, возглавляющие процессию по случаю праздника Апет (Новый Год).

f) Колокольчики (колокола).

   Древнеегипетские колокольчики, найденные в усыпальницах, были тщательно завернуты в ткань. Сейчас они в большинстве своем хранятся в Каирском музее. Египтологи изучили их звучание и пришли к выводу, что они обладают довольно широким диапазоном и вариациями тональности. Они варьируются по весу, что позволяет обеспечить различные музыкальные соотношения: 9:8 для целой ноты, 3:2 для квинты, и т.д.

   Колокольчики в основном делали из бронзы, реже из серебра или золота. Их форма могла быть разной. Например, в виде зазубренной чашечки цветка.

   Многочисленные находки форм для колокольчиков подтверждают, что в Древнем Египте было широко распространено литейное дело. На этих форма хорошо видно отверстие для заливки расплавленного металла.

   Химический анализ металла, из которого сделаны колокольчики, дал следующие результаты: 82,4% меди, 16,4% олова, 1,2% свинца.   

   Колокольчики в Египте имели ритуальное и практическое значение. Их часто использовали жрицы во время проведения церемоний в храмах. Колокольчики были непременным атрибутом на празднествах, посвященных Осирису.

   Колокольчики используются для защиты от злых духов. Их подвешивают над дверью, чтобы они своим звоном предупреждали не о том, что кто-то входит в дом, а для отпугивания демонов, скрывающихся под порогом.

   Примеры находок и изображений колокольчиков:

  • Животные с колокольчиками на вазе Додинастического периода;
  • 15 колокольчиков в Британском музее;
  • Маленькие колокольчики, относящиеся к периоду Нового Царства (сейчас хранятся в Каирском музее);
  • Сценки на внутренних стенах храма Хатхор в Дендере, изображающие жрецов, увешанных украшениями в виде колокольчиков, которые нашиты на одежде, браслетах и сандалиях. И снова возникает ощущение, что эти крохотные колокольчики играют роль амулетов для отпугивания злых духов и защиты жрецов в присутствии богов.
  • В некоторых музеях выставлены ожерелья с подвесками в виде колокольчиков.

g) Ксилофон или глокеншпиль.

   На фресках этот древнеегипетский инструмент часто изображен в паре с лирой. Он состоит из металлических планок или деревянных пластин, расположенных в соответствии с определенным порядком интервалов. Он представляет собой определенный род цимбал. Или, что более вероятно, оркестрион.

 Части тела (руки, пальцы, бедра, ноги и т.д.)

   Еще в древности в Египте хлопки в ладоши и топанье ногами превратились в тонко градуированные, динамичные и разнообразные средства самовыражения, и таким образом, приобрели особое значение, превратившись в высокое искусство в музыкальной сфере.

   Хлопки, топанье ногами и щелканье пальцами в Египте представляли собой ритмичные удары, простые или сложные, с различными тональными нюансами и динамически сбалансированные.

   Хлопающие в ладоши группы музыкантов могли состоять из мужчин и женщин или из отдельных групп, состоящих только из женщин или только мужчин. Как правило, было два шаблона такой игры: например, 12 хлопков для одной группы и 8 хлопков для второй. Хлопками задавали основной ударный ритм до тех пор, пока обе группы не достигнут нужной динамики и частоты хлопков.

   Ритмично хлопающие в ладоши женщины, участвующие в празднике Сед, изображены на стенах гробницы Кхеруефа в Фивах (18 Династия, 15 век до н.э.).

   Такая форма музицирования считалась божественной по своей природе. Считается, что эта традиция восходит еще ко временам правления Унаса и описана в Текстах Пирамид (ок. 2350 г. до н.э.). В одном из отрывков описываются музы, празднующие успешное возрождение и восхождение Унаса в Высшее Царство.

 Двойные врата небес разверзлись… Души Буто танцуют для тебя, они рукоплещут тебе, они расплели свои косы для тебя, они хлопают себя по бедрам для тебя. Они говорят тебе, Осирис: «Ты ушел, ты вернулся, ты спал, ты проснулся, ты вернулся на землю, ты ожил».

 

Глава 5

 МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (КОНЦЕРТ, ВЫСТУПЛЕНИЕ)

Дирижирующая рука Мерит

   Мерит – это имя древнеегипетской нетерт (богини), которая являлась воплощением (персонификацией) музыки. Ее главной функцией было наведение космического порядка посредством жестов своих рук и, таким образом, она являла собой небесного дирижера, который управлял нотами и проведением музыкальных представлений.

   Такое понимание роли руки в Древнем Египте заставило Платона дать следующее определение музыки, как «искусства управления певцами при хоровом песнопении». Греки приписывали свою культуру жестов древнеегипетским музыкальным практикам.

   Рука Мерит стала универсальным символом действия. Касаемо музыки, именно при помощи пальцев контролируют звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов. Положение пальцев определяет высоту тона. Таким образом, пальцы становятся наиболее логичным способом выразить, записать и проконтролировать музыкальный звук.

   Для древних египтян ноты, звукоряд, струны и мелодии были взаимосвязаны, и, следовательно, выражались каким-то одним пальцем – asba (мн. ч. asabi). В Египте древности и наших дней такой традиционный метод, как «движение пальца», был единственной необходимостью для различения тональностей.  В первые годы исламского правления (после 640 года н.э.) арабские страны еще использовали это египетское «движение пальцем». Спустя несколько веков нашли другой способ определения тональности – макам (maqam).

   На стенах древнеегипетских гробниц и храмов изображены серии хореографических, ритмических и мелодических движений рук, которые соответствуют движениям дирижеров/жестикуляторов (chironomids). Различные интонации выражаются определенными положениями рук и пальцев (указательный палец напротив большого, рука вытянута вперед и др.), приводя к полному согласию между звуковыми интервалами древнеегипетской музыкальной системы и жестами рук.

   Дирижер/жестикулятор играл главную роль в оркестре и при помощи целого ряда жестов задавал тональность и интервалы, на которых строилось все выступление. Исследование на эту тему изложено в труде Х. Хикманна «Искусство жестикуляции в Древнем Египте».

   Симфонические и многозвучные вариации изображены в сценах музицирования на древнеегипетских барельефах Древнего Царства (4500 лет назад), на которых дирижер управлял целым ансамблем при помощи движений рук. Один или более дирижеров изображались для обозначения типа исполнения.

   Чтобы добиться разной тональности, использовали следующие методы:

1. два дирижера показывают одинаковые жесты, чтобы музыканты играли в унисон

 

2. дирижеры показывают разные жесты, чтобы музыканты играли аккорд.

   Примеры:

а) в гробнице Ти (Саккара, эпоха Древнего Царства) есть изображение двух дирижеров (хирономид), руководящие разными жестами одним инструментом – арфой, чтобы музыкант воспроизводил два разных звука, т.е. полифонию (многоголосие).

   Изображение двух жестикуляторов указывает на двойную тональность – последовательную или одновременную.

в) музыканты, играющие аккорд в разной тональности, изображены в гробнице Ненчефтка в Саккаре (5 Династия). Три дирижера подают три разных жестовых сигнала музыкантам.

   Еще один барельеф с полифоническим воспроизведением в трех тональностях найден на стене усыпальницы Некаухора в Саккаре (5 Династия).

Записанные звуки.

   Древние египтяне были весьма педантичным народом и задокументировали все аспекты своей цивилизации в письменной форме. Поэтому вовсе не удивительно, что они записали наряду со звуками речи и звуки музыки. Для них звуки музыки и речь были сторонами одной и той же медали. Письменные символы (буквы) являются звуковыми картинками (отображениями), т.е. каждая произносимая буква имеет собственную вибрацию (тональность) совсем как музыкальный алфавит.

   Древнеегипетский язык идеально подходит для записывания музыкальных нот, потому что его символы (буквы) могут располагаться в любом порядке и, таким образом, их последовательность можно изменять, как гамму – сверху вниз, справа налево и наоборот.

   Платон в своих «Законах» указывал, что древние египтяне сумели переложить мелодию на ноты:

… звуки и мелодии гармоничны и приятны. Их египтяне детально записали и увековечили на стенах храмов.

   Все ранние греческие и римские авторы подтверждали, что в Древнем Египте было два основных вида письма: иероглифы (священные письмена) и сокращенные формы иероглифов, характеризующиеся отсутствием картинок (что-то похожее на стенографию). Западные научные круги произвольно разделили их письмо на два типа написания – иератическое и демотическое.

   Вместе с древнеегипетским музыкальным алфавитом система записи нот давным-давно попала в Грецию. Западные научные круги признают, что греки пользовались системой обозначения негреческого происхождения. Одни называли ее «архаичным языком». Другие считали «изуродованным иностранным языком». Греки использовали те же буквы и последовательность символов в алфавите, которые были и до сих пор существуют в Египте для записи мелодий. Греческие ноты повторяли древнеегипетский алфавит: A B G D H W Z H T Y K L M N. Количество символов и их порядок в этом алфавите не похожи на греческий или арабский алфавит. Египтяне-балади хорошо знакомы с этой исключительно египетской азбукой. Между прочим, в древнеегипетских трудах, названных «Птолемей», использована та же последовательность символов в алфавите, что и в работах Иоанна Дамаскина.

   Франсуа Жозеф Фети, опытный музыковед, обнаружил, что корни греческого обозначения нот кроются в демотической (простонародной) форме древнеегипетской письменности. Вот что он пишет в своей «Biographie Universelle des Musiciens et Bibliographie Générale de la Musique»:

 Я не имею ни малейшего сомнения, что такая система обозначения нот (используемая в современной греческой церковной музыке) принадлежит древним египтянам. В поддержку моей теории говорит близкое сходство этой системы обозначений, ошибочно приписываемой Иоанну Дамаскину, с древнеегипетским демотическим письмом…  

   В длинном и детальном анализе Фети указывает на сходство между символами, используемыми греками для обозначения длительности нот, и такими же знаками древнеегипетского демотического письма. В итоге он приходит к следующему заключению:

После тщательного анализа системы обозначений, используемой в музыке греческой церковью, и после сравнения его признаков с такими же в демотическом письме египтян, можем ли мы и дальше сомневаться, что изобретение этих обозначений следует приписать древним египтянам, а не святому Иоанну Дамаскину?

   Проведенный анализ Фети и сделанные на его основе выводы недвусмысленно доказывают, что древние греки позаимствовали систему записи нот именно у египтян.

   Другой музыковед, Чарльз Бурней, отметил, что проверка имеющихся систем обозначения доказывает, что древние использовали более 120 (а точнее 125) различных символов для обозначения звуков. А если еще принять во внимание количество вариаций темпов и тональностей, то получим более 1600 музыкальных символов.  Большое количество этих символов, состоящих в основном из черточек, крючочков, закорючек, прямых и острых углов, и других простых фигур, расположенных в разном порядке, Бурней назвал «изуродованным иностранным языком». Фети же выяснил, что они являются всего лишь буквами древнеегипетского демотического письма.

   Изучая древнеегипетское иероглифическое и демотическое письмо, можно легко обнаружить огромное их сходство с современными обозначениями музыкальных флажков, клавиш, нот, знаков легато, точек, дуг, которое заключается в следующем:

  • Преобладание точек, тире, > <, b, p, овалов.
  • Различные размеры и цвета кружков и их секций, т.е. ½ и ¼ окружности, а также дуг.
  • Линии (вертикальные и горизонтальные), кресты, диагональные черточки, крючочки.
  • Комбинации всех вышеперечисленных символов.

   Таким образом, было легко придерживаться системы древнеегипетских символов, поскольку она согласовалась с их языком.

Ритмическая синхронизация.

   По свидетельству Платона (Филеб 18-b,c,d), древние египтяне определили три элемента, представляющие собой упорядоченный поток звука (постоянная высота звука, шум и безмолвие). Эти три категории позволяют определить длительность каждого звука, а также время отдыха (паузу) между последовательными звуками.

   Музыка, как и язык, читается в общем рисунке, а не отдельными частями, т.е. мы читаем слова, а не буквы. Понимание музыки/слов/ фраз зависит от ощущений и памяти; ибо мы должны не только чувствовать звуки в тот момент, когда они воспроизводятся инструментом, но и помнить те, которые прозвучали раньше, чтобы иметь возможность сравнить их между собой. Именно отрезок времени, отделяющий одну тональность от другой, является организующим фактором для прослушивания, прочувствования и понимания музыки или произнесенных слов/фраз.

   Эмоциональный эффект музыки во многом зависит от ритма. Ритм это, по сути, поток: нарастание и спад интенсивности звука. Ритмичность принимает множество форм. Основная насыщенность и индивидуальность звука зависит от его ритма. Это может быть контраст сильных и слабых импульсов, различной длительности и интенсивности нот, низких и высоких тонов, ленто и граве. Сочетание всех этих параметров и придает ритму его особый характер.

   Поддержание определенного ритма имело и имеет до сих пор очень важное значение, поскольку поэтическая и музыкальная связь между древним и современным Египтом остается неразрывной. Поэтому любое отклонение от заданного ритма не только уничтожает красоту стиха, но меняет даже сам смысл слов, из которых он состоит. Неправильное произношение гласных букв дает совсем другой звук и, соответственно, изменяет все слово.

   Отбивание такта в музыке очень важно, потому что, если музыкант (не ударник) выпадает из тайминга, музыка замолкает, а человеческое ухо как бы отвлекается и настраивается уже на другие звуки. Ритм - это как постоянная пульсация. Он действует в качестве мерила, с помощью которого мы можем определить длительность нот и паузы между ними. Ритм можно задавать следующими путями:

1. Музыканты учатся выдерживать такт при помощи звукоподражательных слогов. Благодаря сходству слогов речи и музыкальных нот, этот способ считается самым естественным.

   Пение под аккомпанемент осуществляется по той же схеме и выполняется двумя путями: а) с помощью определенных слогов, соответствующих длительности ноты или паузы между ними; б) при помощи счета про себя.

   Как правило использовали два размера слогов: длинный и короткий, т.е. соотношение длинной гласной было 2:1.  Эти два основных элемента использовались в многочисленных вариациях для различных способов отсчета – в зависимости от количества ударов и пауз в единицу времени.

2. Постукивание ногой об пол, как способ отбивания ритма, можно увидеть на древнеегипетских барельефах.

3. На многих изображениях музыкальных выступлений в Древнем Египте музыкантам задают такт при помощи хлопанья в ладоши.

4. Египтяне использовали и используют до сих пор различные виды барабанов – таблы, тары, рикки, а также литавры для отбивания ритма.

5. Обычно египтяне использовали комбинацию из двух способов задавания ритма – слышимый и безмолвный.

  • У древних египтян были различные способы подать безмолвный сигнал: приподнятое плечо, поворот ладони вниз или вверх, распрямление или сжимание пальцев. Можно было сложить большой и указательный пальцы колечком, в то время, как другую руку прикладывали к уху или клали на колено ладонью вверх или вниз. Большой палец либо поднимали кверху, либо прижимали к указательному.

   Ритм мог задаваться как правой, так и левой рукой, а в некоторых случаях обеими руками.

   Пальцы также чередовались. Для двухтактного ритма четверти обозначали, поднимая сначала мизинец, затем последовательно безымянный, средний и указательный пальцы.

  • Слышимый способ отбивания такта воспроизводился хлопаньем ладони об ладонь или по бедрам одной или двумя руками.

   В гробнице Аменемхета в Ta-Апет (Фивы, 1500 г. до н.э.) изображен дирижер, стоящий перед исполнителями и задававший ритм, постукивая пяткой об пол и щелкая пальцами обеих рук.

Настроение и Тональность

   Все мы знаем, что музыка может привести нас как в радостное настроение, так и опечалить. Эмоциональная сила некоторых произведений такова, что мы испытываем целую гамму чувств – безудержное веселье, упоение, экзальтацию, религиозный трепет, любовь, игривость, рефлексию, серьезность, печаль, тоску, патриотизм, скорбь, страсть, безмятежность, спокойствие, радость, отчаяние, меланхолию, возбуждение и многое другое.

   Таким образом, в музыкальном произведении было необходимо следовать определенным критериям, чтобы достичь желаемого результата. И первыми этот факт осознали и начали применять на практике именно древние египтяне.

   В 4 веке до н.э. Платон утверждал, что Идеальное Государство должно быть возведено на базисе музыки – хорошо отлаженной системе, основанной на теории музыкального этоса, т.е. на теории психофизиологического воздействия музыки на государство и человека. Эти идеи, как сам Платон говорит в своих «Диалогах», были позаимствованы в Древнем Египте. Он, по сути, в своем труде прямо указывает, что греки считали древних египтян единственными создателями Идеальных Законов, главенствующих, помимо всего остального, и над музыкой. Таким образом, можно подытожить следующее:

1. Только в Египте были законы звука, управляющие мелодиями и музыкальными произведениями.

2. Только в Египте были хорошо проработанные стандарты для мелодий и тональностей, регулирующие когда, где и по какому случаю проводится то или иное музыкальное представление.

3. Только в Египте практиковали применение Законов к музыке, танцам, поэзии и т.д.

 

 

Адаптация и перевод - Долженко С.Н.

17.07.2016 г.