В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
Оно было в начале у Бога. 
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…
И слово стало плотию…

Евангелие от Иоанна

Эволюция мегалита

 19.10.2014 г.  

   В данной статье описано общее развитие мегалитостроения. Естественно, в каждом отдельно взятом регионе была своя история развития культуры. И, соответственно, везде были разные даты строительства. Определённые переходные формы в соседних областях могли появиться одновременно благодаря торговым или культурным связям. А на другом конце земного шара эти же переходные формы могли появиться гораздо позже или не появиться вообще, как тупиковая ветвь развития.
   Попытаюсь проследить эволюцию мегалитостроений, не затрагивая их астрономического значения. Это отдельная тема для глубокого разговора.

   На ранних этапах развития люди начали обращать внимание на удивительные возможности своего голоса. Особенно сильно это проявлялось при воздействии голосом на камень. Первые опыты таких воздействий носили, скорее всего, характер «глянь, как могу», плавно переходящий в стадию «не так, смотри, как надо». В процессе приобретения опыта эти эксперименты уже носили более сложный характер. Так началась эра мегалитостроительства.

СЕЙД

   Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов; встречается на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии.

   Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение.

    

   История развития мегалитов показывает, что первые экспериментаторы еще не знали, как себе на пользу применить свои голосовые возможности и развлекали своих соплеменников поднятием в воздух крупных камней силой голоса. Скорее всего, именно в этот момент они и обратили внимание на то, что благодаря врождённым способностям их статус в коллективе менялся в лучшую сторону. Так появились первые жрецы, шаманы, ну и естественно, первые "верующие". Для фиксации и постоянного визуального напоминания о своей уникальности жрецы после поднятия мегалита в воздух устанавливали под него несколько небольших камней, создавая своеобразный памятник. Это и были первые сейды. 

 

МЕНГИР

   Для усиления эффекта жрецы начали ставить продолговатые камни на попа́, нижнюю часть для устойчивости закапывая в землю. Так появились менгиры. Менгиры - это вертикально врытые в землю каменные столбы. Их высота варьируется от 0,8 до 20 метров. Менгиры, стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом" был Men-er-Hroech (Камень Фей) из Локмариакера (Морбиан), в целом виде он достигал 20 метров в высоту при приблизительном весе в 350 тонн.

   

   Если сейды были просто поднятыми в воздух природными камнями, то менгиры - это более сложные конструкции, носящие следы обработки камня. Для большей значимости жрецы, воздействуя на камень голосом и размягчая породу, лопатой или скребком придавали камню цилиндрическую форму. Закончив работы по созданию формы, другой тональностью голоса они поднимали мегалит в воздух и устанавливали его.

   Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань. Менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.

   

   Высота и размер менгира говорил о том, какой силой, какими природными способностями обладал установивший его жрец. И каждый жрец старался на пределе своих возможностей установить максимально большой менгир. Вот так жрецы начали меряться менгирами.

ОБЕЛИСК

   Как сохранение традиции установки менгиров, со временем появилась мода возводить обелиски. Они уже отличались от менгиров сложностью отделки и, как правило, несли на себе письменную информацию. Почему изначально обелиски устанавливались парами, описывалось в статьях «Врата мира» и «Хранители». Для тех, кто не читал, опишу чуть позже.

 

   Обелиски это хорошо, но давайте пока вернёмся к менгирам.

ТАУЛА

   В процессе усложнения формы менгиров жрецы начали устанавливать на их вершины горизонтальные камни, приводя конструкцию к однозначно искусственному виду.

 
    

   Таула, каталан. taula, букв. «стол» — тип T-образного мегалита, к примеру, на о. Менорка в составе Балеарских островов, в Гёбекли-Тепе на юге Турции. Таулы могут достигать по высоте 3,7 метров и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению.

   Наиболее известные таулы: Торре-Тренкада, Талати-де-Дальт, Торреллисса-Ноу, Трепуко и Торральба д'эн Салорд.

  

ТРИЛИТ

   Следующий этап усложнения конструкции – таулы стали группировать попарно в трилиты. Трилит (trilithon) - это сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных менгиров и одного мегалита, положенного сверху в качестве перемычки.

 

   Трилит уже являет собой полностью сформировавшуюся форму «Врат мира». Врата Мира – это Дэ, малый звукоряд, Ом (имя) конкретного материала или определённой задачи. Дэ содержит в себе 5-7 нот (тонов). Жрец, начиная воспроизводить Дэ, двигается по тональной лестнице от левого косяка ворот (от первой ноты Дэ), до правого косяка ворот (последняя нота Дэ). Это зависело от того, как в данной конкретной культуре было принято писать: справа налево или слева направо; так менялось и направление жреца во Вратах. Так как последняя нота Дэ - это критическая точка резонанса и она несёт разрушение материала, то учителя советовали держаться от нее подальше.

 

   Поэтому жрецу предписывалось держаться середины Врат (Дэ, звукоряда) и, в зависимости от протекания процесса, усиливать или ослаблять тональность. То есть, колебаться от одной створки Врат до другой, но при этом не приближаясь к ним вплотную.

 

   Первая нота Дэ (Левая створка Врат) означает, что процесс резонанса либо ещё не начался, либо идёт очень вяло. Жрец переходит к следующей ноте (тону) Дэ и внимательно следит за резонансом. И так далее до последней ноты Дэ (Правая створка Врат), но последнюю ноту (тон) держит в уме и не воспроизводит.

 

   И вот именно эту форму трилита в последствии копируют «Врата мира», распространенные во всех культурах народов земли: это и тории, и тораны, и Paifang, и Hongsalmun, и Iljumun, и т. д…

 

   Менялись времена, менялись материалы, но форма оставалась прежней.

   Один раз утвердившись как общепонятный символ, врата в последствии повсеместно использовались в качестве сакрального символа и обозначения того, что здесь живут и работают люди с нетривиальными способностями.

 

   Следующий момент развития - это использование вместо цилиндрических менгиров (опор) в трилите плоских камней. Две широкие стенки и потолок создали эффект частично замкнутого пространства с совершенно иной акустикой, нежели на открытом месте.

 

   В таких условиях добиться звукового резонанса было гораздо легче. Камень, в отличие от дерева, земли или воздуха, не так сильно рассеивает и глушит звуковую волну и отражает её практически не видоизменённой.
   Поняв полученные преимущества, жрецы постарались этот эффект максимально усилить.

 

   Так начали появляться дополнительные опоры, всё более и более похожие на стандартные стены комнаты.

 

   И чем более замкнутой становилась «комната», тем сильнее проявлялись акустические возможности. И тем больше открывалось жрецам возможностей повысить свои профессиональные навыки.

 

   Долго длились поиски оптимальных условий и форм.

 

   Но закрытое помещение, видимо, гораздо больше подходило нуждам древних жрецов, поэтому стены неуклонно росли и становились все монолитнее. Всё меньше и меньше между камнями оставалось просветов.

 

ПОРТАЛЬНЫЙ ДОЛЬМЕН

   Одна из ветвей развития сакральных помещений пошла по пути создания портальных дольменов. Чтобы достичь рабочего места, нужно пройти по закрытому коридору. Это улучшало акустику дольмена, но щели между камнями продолжали вносить отрицательный эффект.

 

   У портальных дольменов (их ещё называют коридорные гробницы), типа каирна, нередко имеются крыши с карнизами вместо обычных каменных плит. В ряде дольменов обнаружены памятники мегалитического искусства, вырезанные на камне.

 

   Сам коридор, в ряде известных случаев, имеет такое направление, что солнце просвечивает коридор насквозь в определённый день года, например, зимнего или летнего солнцестояния, весеннего или осеннего равноденствия.

 

   Дальнейшая трансформация коридорных дольменов имела тоже несколько направлений. Часть таких дольменов начали строить в земле: выкапывали ров, стены обкладывали камнем, а потолок накрывали плоскими мегалитами.

 

   Другую часть портальных дольменов продолжали строить на поверхности, а сверху засыпали землёй. И тот и другой способ устранял зазоры между камнями и делал сакральное помещение закрытым, что и требовалось жрецам для улучшения акустики.

 

КУРГАН

   Желавшие добиться максимального успеха, насыпали сверху очень много земли. Так образовывались курганы. Но внутри они всё так же оставались коридорными дольменами с неизменным сакральным помещением.

 

   В кургане может быть не один, а несколько входов. И внутри вместо одного коридорного дольмена может быть целая сеть помещений.

 

   Часто поверх дольмена насыпали курган из земли. В тех регионах, где камня было в избытке, коридорный дольмен закладывали сверху курганом камней.

 

   Если коридорный дольмен имел крупное строение или большое разветвление внутренних помещений, то курган насыпали не круглый, а продолговатый.

 

   Хватит про курганы. Давайте вернёмся к каменным капищам открытого типа. Вот, к примеру, такие дольмены. Это ещё не совсем наши Кавказские дольмены, но передняя сторона уже частично закрыта, и появляется входной проём наподобие «двери».

 

   Прогресс не стоит на месте, и следующей модификацией появляются дольмены с благоустроенным входом. Теперь уже не только крыша, но и все четыре стены закрыты мегалитами. Из минусов: земляной пол и ещё не полностью решена проблема с щелями.

 

КАВКАЗСКИЕ ДОЛЬМЕНЫ

   Развитие дольменов пошло по двум путям: сложенные из каменных плит и монолитные. Вначале рассмотрим сложенные, а потом вернёмся к монолитным.

 

   Они уже закрыты со всех сторон, пол каменный, щелей нет, вход сделан минимальной величины – идеальное место для работы жреца. Но хотелось бы обратить внимание не на это, а на заложенный информативный символизм. Все обращали внимание на выступающие боковые стенки и плиту крыши со стороны входа в дольмен.

 

   Функционального значения они не несут, но с завидной постоянностью воспроизводятся и в сложенных, и в монолитных дольменах. В монолитных этот символизм нужно было ещё и вырезать, приложив немало труда.

 

   Но этот символизм легко читается, если вспомнить более ранние этапы эволюции мегалитостроений. Всё начиналось с менгира, таулы, трилита… И именно трилит стал прообразом «Врат мира». И именно его символ языческие жрецы сделали одним из самых узнаваемых. В Азии до сих пор «Врата мира» ставят по случаю и без случая. Правда, запамятовав, что это значит.

 

   Так же символ «Врат» изображали петроглифами на портальной плите дольменов. И себе в напоминание, и чтоб иной прохожий не спутал сакральное помещение с какой-нибудь бытовой постройкой.

 

   Языческие жрецы любили свои капища и не жалели сил для их обозначения. Вот какую рекламную вывеску оформили турецкие жрецы: они пред входом в дольмен установили «Врата мира» в виде трилита.

 

   У испанских язычников реклама  в виде «Врат» перед дольменом получилась более элегантной, чем у турецких товарищей. Но так же, как и в предыдущем случае, у дольмена есть крыша, все стены и входной проём минимизированы, а трилит вынесен на полметра от строения.

Dolmen de la Creu de Cobertella.

 

   Но продвинутей всех были французские жрецы. Они вывеску поставили не перед входом, а над помещением, на самом видном месте - на крыше. Мол, если вывеску «Врат» видишь, то заходи, принимаем заказы; что было, что будет всё скажем.

Grand Dolmen du Ferrussac.

 

   Такая форма привлечения паствы, наверно, работала неплохо. По  франшизе эту технологию вынесения «Врат» на крышу, как вывеску капища, начали перенимать и другие коллеги по жреческому цеху.

Coste-Caude dolmen

 

   Сложили дольмен, выложили поверх него целый курган камней, ещё чуть-чуть бы напряглись и могли бы Пирамиду выложить. Но даже устроители каменных курганов не брезговали рекламой и устанавливали перед ними «Врата мира».

 

   Более слабые жрецы с менее выраженными способностями использовали для рекламы более простое решение – обелиск. И рядом со своим капищем устанавливали менгир.

 

   Насколько хватало врождённых данных, на такую конструкцию и замахивался. У этого жреца хватило только на дольмен с менгиром. С такими способностями Пирамиду не построишь.

 

НАВЕТ

   Портальный дольмен с длинным или разветвленным коридором, обложенный камнем до уровня кургана, имел продолговатую форму и назывался навет.

 

   Когда жрецы из жизненного опыта поняли, что длинный коридор не нужен для улучшения акустических возможностей помещения, от него отказались. Попутно отказались от непомерной толщины стен, а сосредоточились на внутренней комнате и по возможности на устройстве купольного потолка. В разных регионах земли такие капища назывались по разному: толосы, донголы, нураги, сеси, торре, тайлоты, кулы, сесиоты…

  

   По такому пути начали развиваться наветы в Средиземноморье, в Европе, в более северных частях земли.

МАСТАБА

   В Египте наветы, наоборот, всё больше и больше обкладывались камнями. И доросли до мастаб. У них уже были чётко сформированы четыре стороны. А «камера царя», основное место работы жреца-язычника, представляла из себя встроенный дольмен, сложенный из плоских, плотно подогнанных, идеально отполированных каменных плит.

 

СТУПЕНЧАТАЯ МАСТАБА

   Мастабы становились всё крупнее, и к ним начали достраивать «этажи». Такие мастабы стали называть ступенчатыми или переименовывать их в ступенчатые пирамиды. Но неизменной оставалась «камера царя» - рабочее помещение жреца.

 

СТУПЕНЧАТАЯ ПИРАМИДА

   Помните, как на заре мегалитостроительства жрецы начали «меряться» менгирами? У кого больше, у кого выше? С годами «домерялись» до ступенчатых пирамид.
   Ступенчатые пирамиды Океании и Америке имеют уже полностью законченный вид идеального языческого храма. Помимо внутренней «камеры царя», они обзавелись на своих вершинах сакральными помещениями, так сказать, вынесенными в народ, на всеобщее обозрение.

 

ПИРАМИДА

   Апофеозом этой конкурентной гонки авторитетов стали Пирамиды. Дольмен обкладывали крупными каменными блоками и доводили внешнюю форму конструкции до гигантских размеров. Сам дольмен (камера царя) представлял из себя каменную комнату с идеально гладкими стенами без зазоров. Вход в помещение оставался традиционным – проём в стене минимального размера. Это была вершина улучшения акустических возможностей дольмена.

  

 Но так как дальнейшее наращивания внешних форм и обкладывание камнями дольмена (камеры царя) не улучшало его акустических качеств, от гигантизма и многотонных блоков решили отказаться. Сам дольмен (камеру царя) продолжали строить со всей тщательностью, из идеально полированных и подогнанных каменных плит. А вот обкладывать стали более простым материалом: небольшими камнями, кирпичом, а то и просто землёй засыпать.

 

   Из-за выбора материала, которым обкладывали дольмен, многие пирамиды со временем потеряли своё величие. Внешние формы под воздействием природных факторов начали разрушаться. Но сами камеры царей (дольмены), сделанные в лучших традициях (по последнему слову мегалитических технологий) и сложенные из мегалитов, как новенькие и сейчас.

      

МОНОЛИТНЫЕ ДОЛЬМЕНЫ

   Одна ветвь развития дольменов пошла по пути увеличения мегалитных плит и их идеальной подгонки для создания замкнутого пространства без щелей. А другая эволюционная ветвь строительства дольменов пошла по пути монолитостроения. Куда уж проще: жрецы находили необходимого размера камень, размягчали его, воздействуя голосом, и лопатами выкапывали помещение необходимого им размера.

 

   Это показалось жрецам настолько удобно, что новый подход подхватили по всей земле. Во Франции в последствии такие дольмены начали называть очень поэтично – "Домики для фей".

 
  

   Строители домиков для фей тоже обозначали «Врата мира». Вначале выкапывалось четырёхугольное углубление, а уже потом в нём делался входной портал гораздо меньшего размера, нежели сами врата.

 

   На востоке, в Мадаин-Салихе, мелочиться не стали. Для дольменов они подбирали целые скалы, и размеры их не смущали. За каждыми вратами выкапывалось одно небольшое помещение, дольмен. Но рекламный фасад организовывался с большим размахом.

  

   Таким же методом жрецы воспользовались и в Naqsh-e-Rostam. Они так же выкапывали дольмены в теле скал. И их тоже не смущало несоответствие размеров: размаха «вывески» и находящегося за вратами небольшого дольмена.

 

   Финишным аккордом в строительстве скальных дольменов одной комнаты, но с пафосным фасадом стали Эль-Хазне и Ад-Дэйр в Иордании.

 

   В Петре жрецы настолько разошлись, что устроили целый дольменный город. Каждый под себя выкапывал «камеру царя», по своему желанию и потребностям. И «лепили» они эти дольмены, как бог на душу положит. Главное, чтобы самому удобно было и соседи не против были.

 

РУКОТВОРНЫЕ ПЕЩЕРЫ

   Строительство в камнях дольменов логично привело к появлению такого явления, как «рукотворные пещеры». Этим прославилось всё Средиземноморье, Египет, Китай. Но флаг первенства в этом деле оказался у Индии.

ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА

   В горной породе устраивались не только выкопанные пещеры, но и целые города подземных помещений с переходами и собственной инфраструктурой.

 

   Особенно прославились Турецкие города Каймаклы и Деринкую. Мало того, что они раскинулись под землёй на несколько километров и имели вниз до ВОСЬМИ этажей, так они еще и имели между собой подземное сообщение.

 

СКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ

   Но самыми эффектными были всё-таки капища жрецов. Из целых скал выкапывались огромные монолитные каменные храмы. Снаружи и внутри из этого же камня выкапывались прекрасные, тонкой работы барельефы и статуи. Церкви Лалибелы в Эфиопии поражают воображение своими формами, а храмы Индии - это поистине венец творения языческих жрецов.

 

ЭВОЛЮЦИЯ МЕГАЛИТА

Краткое резюме в виде картинки

 

Читайте далее:

 

Бог      *     Дао Дэ Дзин      *      Душа      *      Конфуций   

Врата Мира      *      Хранители      *      Книга врат Дуата

Веды. Ригведа      *      Бардо Тодол      *      Пополь-Вух

Энума Элиш      *      Изумрудная скрижаль Гермеса

Кибалион      *      Даосские притчи и истории

Кодзики      *      Конфуцианские притчи

Лестница в небо.

 

Общая страница статей.

 

Подборка материалов и идея - Долженко С.Н.

19.10.2014 г.