В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
Оно было в начале у Бога. 
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…
И слово стало плотию…

Евангелие от Иоанна

12 - конфуцианские притчи

   16.09.2014 г.

   Философское направление Даосизм зародилось задолго до описания его Лао-Цзы, в его труде «Дао Дэ Цзин». Как оно называлось до Лао, я не знаю, потому что имя мировой вибрации – Дао - Лао дал в своём произведении. Последователи, канонизировав само учение, увековечили и имя Дао. Лао мало того, что был очень увлечённым человеком, собиравшим древние знания, он ещё (и это очень важно) обладал природными данными к воспроизводству Дэ.

  Конфуций не обладал природными голосовыми данными и как сам он сокрушался, так за свою жизнь и не научился правильно воспроизводить Дэ. Хоть Конфуций и вёл свою деятельность в другом конце Китая, у него было несколько личных встреч с Лао. Впоследствии Конфуций неоднократно с восторгом отзывался о Лао-Цзы и его возможностях.
  Не добившись собственных музыкальных успехов, Конфуций встал на стезю распространения и популяризации древнего учения, попутно выискивая талантливую молодежь из среды китайской бедноты. Его данные как организатора привлекли в его школу тысячи учеников. И хоть он сам не умел воспроизводить Дэ, он сумел поставить процесс обучения так, что юноши, обладавшие природными данными, могли раскрыть свои способности, и некоторые ученики с хорошим музыкальным слухом тоже добивались правильного воспроизведения Дэ. Но отсев был очень большим, приблизительно только  пять-шесть человек из тысячи становились посвящёнными, т.е. умели работать с Дэ.

  Конфуций на пути распространения древнего учения добился очень многого. Но расцвет конфуцианства пришелся на гораздо более поздние годы. Когда воспитанные им ученики начали нести знания в массы и количество посвященных начало исчисляться сотнями. Их успехи не могли не привлечь внимания императорского двора. Введение конфуцианства в качестве государственной идеологии укрепило китайскую цивилизацию. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.

   В смутные времена (восстаний, смен власти) правительство уделяло культуре меньше внимания. А соответственно, приток талантливой молодёжи в школы последователей Конфуция сходил на нет. Такие периоды историки связывали с потерей в Китае Дэ. Когда ситуация в стране успокаивалась, люди пытались восстановить древние знания, но на это уже уходило 200-300 лет. Так как по записям, не имея живого учителя, найти Дэ очень сложно. Такие волны расцвета и упадка развития цивилизации Китай пережил несколько. После последней потери Дэ древние знания утеряны были на всегда.

 

Конфуцианские притчи.

 

  Цзылу заночевал у Каменных ворот. Утром привратник у него спросил:

-Ты от кого идёшь?

- От Конфуция, — ответил Цзылу.

Привратник воскликнул:

- Не тот ли это, кто продолжает делать то, в чём, как он знает, ему не достичь успеха?

(Конфуций не умел воспроизводить Дэ.)

 

*****

Цзычжан спросил:

- Каким должен быть учёный муж, который мог бы называться выдающимся?

- А что, по-твоему, значит «выдающийся»? — спросил Конфуций.

- Всегда быть прославляемым в стране, всегда быть прославляемым в семействе, - ответил Цзычжан.

Учитель возразил:

- Это прославленный, а не выдающийся. А выдающийся бесхитростен и прям, он любит справедливость, вникает в то, что люди ему говорят и изучает выражение их лиц, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других. Он непременно будет выдающимся в стране и выдающимся в семействе. Кого же прославляют, тот внешне проявляет человечность, а поступает вопреки ей, и так живёт, не ведая сомнений. Вот он и будет непременно прославляемым в стране и прославляемым в семействе.

(Только сосредоточившись на учёбе, станешь благородным мужем, посвящённым, умеющим воспроизводить Дэ. А как добьёшься этого, слава сама тебя найдёт.)

 

*****

К ученику Конфуция пришли поселяне и стали говорить:

- Ты такой мудрый и так хорошо говоришь, не то, что этот сварливый Конфуций!

На что он ответил:

- Мудрость как стена. Моя стена низкая, и вы видите, что за ней делается, а стена Конфуция высокая, и вам не видно, что за ней делается. Если вы хотите заглянуть за его стену, постройте сначала свою, с которой можно будет смотреть.

(Чтобы понимать англичанина, надо знать английский язык. Выучите вначале английский язык, а потом приходите общаться с англичанином.)

 

*****

Войдя в Великий храм, Конфуций спрашивал обо всём, что там происходило.

Кто-то заметил:

- И кто это считает сына Цзоусина знающим ритуалы? Войдя в Великий храм, он спрашивал обо всём, что там происходило.

Учитель, услышав это, ответил:

- В этом ритуал и состоит.

(Конфуций собирал знания повсюду и всю жизнь учился.)

 

*****

Учитель сказал:

- Увы! Никто меня не знает.

- Но почему же вас никто не знает? — спросил Цзы-Гун.

Учитель ответил:

- Не ропщу на Небо, но не виню людей, занимаясь низшим, высшее постиг. Не Небесам ли и известен я?
(Занимаясь Дэ, постиг Дао. Но о славе в тайне мечтал.)

 

*****

Цзылу сказал:

- Вэйский государь ждёт вас для дел правления. С чего вы начнёте?

Учитель ответил:

- Нужно исправить имена.

- Вы так считаете? - возразил Цзылу. - Это слишком заумно. Зачем их исправлять?

Учитель ответил:

- Как ты необразован, Ю! Благородный муж, наверно, промолчал бы, услышав то, чего не понимает. Ведь если не подходит имя, то неуместно его толкование; коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле; а без успеха в деле не процветают ритуал и музыка; но если ритуал и музыка не процветают, то наказания бьют мимо цели, когда же наказания бьют мимо цели, народ находится в растерянности. Поэтому всё, что называет благородный муж, всегда можно растолковать, а что он растолковывает, всегда можно исполнить. Благородный муж лишь избегает в толковании небрежности.

(Дэ (имя) должно произноситься в точности, если допущена ошибка – эффективность ДЭ равняется нулю.)

 

*****

Цзыгун спросил:

- Каким надо быть, чтобы могли назвать учёным мужем?

Учитель ответил:

- Учёным может называться человек, стыдливый в своём поведении, способный с честью выполнить приказ правителя во время миссии в чужом краю.

- Осмелюсь узнать, каков следующий за этим?

- Названный в роду почтительным к родителям, названный в деревне чтящим старших.

- Осмелюсь узнать, каков следующий за этим?

- Им будет, несомненно, малый человек, чьи речи всегда искренни, а действия решительны. Он ограничен и упрям, но его тоже можно считать «следующим».

- А каковы те, кто в наши дня занят правлением?

- А… мелкие людишки! Они не могут идти в счёт!

(Без комментариев.)

 

*****

   Широкая учёность — не обязательно истинное знание. Красноречие — не обязательно мудрость. Мудрый человек не терпит ни того, ни другого. А вот то, к чему никакие прибавления ничего не прибавят, и то, от чего никакие изъятия ничего не отнимут, он блюдёт строго. Бездонно-глубокое, как Океан! Недостижимо-высокое, как Гора! Приходит к концу и тотчас начинается сызнова! В круговороте этом ничего не теряется, но всему обретается мера. Пути благородного мужа вне этого не бывать! Все вещи находят в нём опору, а оно не рушится. Вот что такое Путь!

(Ом (Дэ) благородного мужа звучит для уха не мелодично, знания логарифмов для этого не нужно.)

*****

   У плодов, созревающих на кустах и деревьях, свой порядок. У людей порядок хоть и сложнее, а того же рода. Истинно мудрый, имея дела, не уклоняется от них, а, освободившись от дел, не держится за них. Откликаться обстоятельствам, сообразуясь с ними, — вот истинное совершенство (дэ).

(Ведя воздействие голосом на материал, нужно внимательно следить за откликом. И в зависимости от этого, наращивать или убавлять Дэ.)

 

*****

   Конфуций, странствуя по Востоку, заметил двух спорящих мальчиков и спросил, о чём они спорят.

- Я считаю, что солнце ближе к людям, когда только восходит, и дальше от них, когда достигает зенита, - сказал первый мальчик. - А он считает, что солнце дальше, когда только восходит, и ближе, когда достигает зенита.

И добавил:

- Когда солнце восходит, оно велико, словно балдахин над колесницей, а в зените мало, словно тарелка. Разве предмет не кажется маленьким издали и большим вблизи?!

- Когда солнце восходит, оно прохладное, а в зените - жжёт, словно кипяток, - сказал второй мальчик. - Разве предмет не кажется горячим вблизи и холодным издали?

Конфуций не мог решить вопроса, и оба мальчика посмеялись над ним: «Кто же считает тебя многознающим?!»

(Конфуций углублял свои знания о Дао. Знания астрономии у него, как в прочем и во всём Китае тех времён, были на зачаточном уровне.)

 

*****

Конфуций сказал:

- Чтобы остаться незаметным, не обязательно прятаться. Чтобы показать себя, необязательно выходить вперёд. Главное - стоять неколебимо в середине, как сухой пень. Кто усвоит эти три истины, тот стяжает высшую славу.

(Ведя работу с Дэ, необходимо держаться центра во Вратах Мира.)

 

*****

Однажды Пу Шан сказал Конфуцию:

- Что ты за мудрец такой, если говоришь, что Ень Хуэй превосходит тебя в целеустремлённости, Туань-му более ясно выражает свои мысли, Чан Ю храбрее тебя, а Чань-сунь достойнее тебя?

Стремясь получить ответ на свой вопрос, Пу Шан придвинулся к краю циновки и чуть не свалился с неё.

- Если это действительно так, то почему эти четверо состоят у тебя в учениках?

Конфуций ответил:

- Стой там, где стоишь, и я отвечу тебе. Ень Хуэй знает, как быть целеустремлённым, но не знает, как быть гибким. Туань-му умеет ясно выражать мысли, но не знает, как дать простой ответ на вопрос. Чан Ю знает, что такое храбрость, но не знает, как быть осторожным. Чань-сунь знает, что такое быть достойным, но не знает, что такое скромность. Вот почему эти четверо рады учиться у меня.

(У учеников проявилось больше природных данных, чем у самого Конфуция. Но умение заставить учиться – это тоже искусство. Вот им и обладал Конфуций.)

 

*****

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Конфуций ответил:

- Быть человечным - это значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.

- А не могли бы вы объяснить более подробно? - продолжал спрашивать Янь Юань.

Учитель ответил:

- Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу.

(Воспроизводить Дэ не по ритуалу (неправильно), значит, не добиться отклика у материала. Работа, потраченная в пустую.)

 

Подборка материалов и идея - Долженко С.Н.

16.09.2014 г.

 

Читайте далее:

 

Бог      *     Дао Дэ Дзин      *      Душа      *      Конфуций   

Врата Мира      *      Хранители      *      Книга врат Дуата

Веды. Ригведа      *      Бардо Тодол      *      Пополь-Вух

Энума Элиш      *      Изумрудная скрижаль Гермеса

Кибалион      *      Даосские притчи и истории

Кодзики      *      Конфуцианские притчи