В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
Оно было в начале у Бога. 
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…
И слово стало плотию…

Евангелие от Иоанна

41 - Пещеры Барабар

 Данная статья взята из интернета. Я только подсобрал в нете фотографии, систематизировал их и скопипастил наблюдения автора по поводу Акустики этих искусственных пещер.

Пещеры Барабар (Barabar Caves) Индия.  Caves at Barabar Hills, Jehanabad

На южной стороне скалы западная (первая по ходу) пещера, которая расположена почти симметрично относительно продольной оси скалы с Каран Чаупар,   носит название Судама (Sudama).

 

Пещеры датируются временем великой империи Маурьев: они сооружались в период правления императора Ашоки (268-232 до н.э.) и его преемника Дашаратхи (232-225 до н.э.).

Первые три пещеры высечены в длинной округлой скале, вытянувшейся с востока на запад на200 метрови удивительно похожей по своим очертаниям на гигантскую подводную лодку, всплывающую прямо из грунта. Горная порода скалы – гнейс  Еще две пещеры находятся на противоположной, южной стороне скалы. 

 

Пещера датируется 244 до н.э., т.к. на входном проёме есть надпись, что эта пещера сооружена 19 лет спустя после восхождения на престол императора Ашоки.

Пещера с идеально выдержанными геометрическими размерами и дивной полировкой (напомню, что всё это высечено в гранитном монолите в 3-м веке до н.э.), при чем довольно внушительных размеров: длина:10.4 м, ширина:4.3 м, высота: около 3.3. м (стены1.42 ми свод1.84 м).

№ 1 , Sudama cave:

 

Все же самое удивительное в Пещерах Барабар – это не их уникальная древность, не принадлежность к давно исчезнувшей загадочной шраманской секте, не замечательная точность геометрии помещений  и поражающее качество полировки гранитных стен и сводов, а то что эти необычные сооружения были специально спроектированы и построены как акустические пещерные залы для медитаций.

№ 2 , Lomas Rishi cave.

 

Дальше было самое удивительное: смотритель отошел к торцу пещеры и громко выкрикнул несколько слов, после чего пещера наполнилась каким-то хитросплетением звуков, причём многие из них были явно новые, не связанные с тем, что проговаривал смотритель.

№ 3 , Karan Chaupar Cave.

 

Еще слегка ошарашенные, мы сами начали экспериментировать со звуком, громко проговаривая фразы с разными интонациями и интервалами или хлопая в ладоши. Не успеваешь закончить фразу, как тут же тебя обволакивает переплетение множества звуков: некоторые похожи на приглушенный разговор, восклицания, шум улицы и пр., другие вызывают какие-то знакомые, но труднопередаваемые ассоциации.

№ 4 , Vadathika cave.

 

Если представить, как в тёмной пещере с такой акустикой часами кружится, распадаясь на гармоники и сплетаясь снова в нечто иное, объёмный звук от повторяемого с определенной ритмикой и интонацией на разные голоса: «Ом-м-м!»  -- просто мороз по коже.

В круглом помещении полировка стен сохранилась хуже – естественная коррозия, видимо вызванная просачивающейся в щели водой.

Чертёж внутренних помещений пещер Барабара, вид сверху.

 

Здесь к реверберации добавляется другой акустический эффект, вызванный формой помещения: голос человека, который стоит напротив тебя не слышен «прямо», вместо этого он громко звучит то у правого, то у левого уха (если периодически немного смещаться).

№ 5 , Nagarjuni Caves

 

Когда я размышлял над природой этого чуда, то сильно пожалел, что не сделал несколько  замеров затухания по секундомеру часов и не попробовал повнимательней прислушаться, на что распадаются простые звуки (гласная, хлопок и т.п.). Могу только сказать, что  полное затухание звука происходит приблизительно в течении 5-6 секунд.
В том, что все пещеры Барабара и Нагарджуни создавались как специальные акустические залы, сомнений у меня нет. Видимо древние строители хорошо знали как, из чего и где построить помещения с такой удивительной реверберацией: все пещеры высечены в монолите; имеют практически одинаковый размер и внутреннюю геометрию; стены, свод и пол были отполированы с высочайшим качеством. Даже абсолютно прямоугольные проемы у всех пещер одинаковы – вероятно в этом был какой-то смысл (возможно служили резонаторными отверстиями).

 

Так же нет сомнений, что предназначались они только для медитаций или каких-либо подобных ритуальных действий, а сами аскеты жили где-то рядом. Зачем шраманской секте аскетов-атеистов понадобилось создавать такие «высокотехнологичные», а главное безумно трудоёмкие «музыкальные шкатулки».

 

Итого:

Думаю, что либо добавлять излишне. Хотелось бы это же самое услышать не от туристов, а от учёных, от специалистов с аппаратурой. Тамплиеры, они же масоны, рвались к Знаниям. Наполеон искал древние учения. Гитлер и тот снаряжал экспедиции в Азию за забытыми Знаниями. А мы?...

 Подборка материалов и идея - Долженко С.Н.