6 - хранители
10.09.2014 год.
Во всех культурах Врата Мира сторожили Хранители, которые располагались слева и справа от Врат. Помимо этого, они могли «охранять» какого-либо бога, либо жреца, ведущего звуковое воздействие. Так же Хранители могли находиться слева и справа от группы богов (малого звукоряда, Дэ), давая понять, где звукоряд начинается, а где заканчивается.
В Индии Хранителями были Джая и Виджая. В Египте – Исида и Нефтида. В Японии – Misshaku и Naraen. В Китае - Сканда и Вэй Tuo.
Как их только не называли – Стражи Врат, Охранники, Привратники…
Функции Хранителей были те же, что и у Врат Мира, и у Лестницы в Небо – определять рамки Дэ (малого звукоряда). Ведь недаром один Хранитель изображался с открытым ртом, а другой с закрытым. Что позволяло точно понимать, где Дэ начинается, а где заканчивается. С какой ноты (тона) начинать, а на каком останавливаться и не «идти» дальше.
В разных культурах Хранители появляются под разными именами и в разных ипостасях. Они изображались и в человеческом облике, и в образе зверей, мифических существ; как тотемные столбы и как простые колонны. Львы, собаки, змеи, драконы, слоны, тигры, наги … Кого только не изображали в роли Хранителей.
Помимо Стражей Дэ, их ещё изображали как Ангелов-Хранителей жрецов, ведущих работу со звуком. Как постоянное и незримое напоминание жрецу в каких рамках надо держать звук при выполнении Дэ. Наличие Ангелов-Хранителей у жреца говорило о том, что он в своём искусстве добился больших результатов, многое умеет и хорошо свой дар контролирует.
Египет. В ложных дверях Хранителей Врат изображали всегда внизу и всегда лицом к центру Врат.
И чем больше у ложных дверей было внутренних ступеней, тем большее количество Хранителей древние египтяне изображали.
Kongōrikishi (金剛力士) или НИО (仁王) два стража, стоящие сегодня у входа многих буддийских храмов по всей Азии, включая Китай, Японию и Корею. Kongōrikishi – это обычно пара фигур, которые стоят у въездных ворот в храмы, обычно называемые Niōmon в Японии, hēnghā ER Цзян в Китае и Geumgangmun в Корее.
1. Daisho в Храме, Миядзима. 2. Храм Сендай.
Правая статуя называется Misshaku Конго и изображается с открытым ртом, представляющим вокализацию первого дэванагари, которое произносится "а". Левая статуя называется Naraen Конго и его рот закрыт, что представляет вокализацию последнего дэванагари, который произносится как " ɦūṃ ". Эти два знака вместе символизируют рождение и смерть всех вещей (мужчина якобы рождается, произнося звук «А» с открытым ртом, а умирает, произнося " ɦūṃ " с закрытым ртом). Подобно Альфе и Омеге в христианстве, они означают "все" или "все творение". Аналогично Аум (Ом), которая на санскрите означает Абсолют.
Джая и Виджая являются двумя полубогами-привратниками (Dvarapala) из обители Вишну, известной как Вайкунтху (что означает «место вечного блаженства»).
В современную эпоху, называемую на санскрите Кали-Юга, Джая и Виджая можно увидеть в качестве хранителей в храмах, посвящённых Вишну, и в храмах, связанных с вайшнавизмом. Статуи Джая-Виджая стоят в храме Венкатешвары в Тирумале, в храме Джаганнатха в Пури и в храме Ранганатхи в Шрирангам .
Китай. Сканда, также известные как Вэй Tuo. Являются бодхисаттвами и служат преданными стражами буддийских монастырей. Оба считаются небесными защитниками буддизма.
Dvarapala Dvara (санскрит dvāra) означает «ворота», а пала означает «защитник».
Китай. Вэй Чжэн и Чжун Куй размещены на каждой стороне входа в храм, дом, общественное здание и т.д., чтобы предотвратить попадание внутрь помещения злых духов
Komainu - пара львов, охраняющая многие японские синтоистские святилища. У одного рот открыт, у другого закрыт. Это очень распространенная характеристика в религиозных парах Хранителей. Открытый рот произносит первую букву санскритского алфавита, которое произносится "а", в то время как закрытая произносит последнюю букву, которая звучит "гм", чтобы представить начало и конец всех вещей. Вместе они образуют звук Аум, священный звук в таких религиях, как индуизм, буддизм и джайнизм
Япония. Shishi (stone lion). Львы всегда изображаются в парах, как проявление инь и ян: женского, представляющей инь, и мужского ян. Лев-самец держит переднюю лапу на сфере "Сю Цю"(绣球), которая иногда ассоциируется с "Цветком Жизни ". Самка, по сути, идентична, но ее лапа лежит на детеныше
Иногда рот самки закрыт, а самца - открыт. Это символизирует произнесение священного слова "ом". Тем не менее, японские традиции утверждают, что вдох мужчины символизирует жизнь, в то время как вдох женщины - смерть
Псы-львы у въездных ворот в храм Todaiji в Наре
Начиная с IX в. постепенно закрепился обычай делать статуи разными, и в этом случае одна из них — «лев», а другая — «пёс». Как их отличить друг от друга? «Лев» слева, «пёс» справа. У «льва» пасть открыта, он произносит «А» — самую простую буддийскую мантру. У «пса» пасть закрыта, но это потому, что он только что произнёс «ХУМ» — последний слог многих длинных мантр. (Эти две гримасы называются 阿形, агё: «образ знака А», и 吽形, унгё, «образ знака ХУМ». Вместе получается такой буддийский вариант «альфы и омеги»).
1. Лев и пёс из храма Тодзи в Киото. 2. Лев и пёс из святилища Тайхо
1. Изваяния из святилища Сумиёси. 2. А эти - из храма Якусидзи
Пара собак Фу
1. Япония. Храм Канадзава. 2. Дварапала в Индии
Хранители в храме Monywa
Дварапала в Индии
Храм Otoyo, Киото, Япония
Бирма. Chinthe занимают видное место на кьята, валюте Бирме. Chinthe почти всегда изображаются в парах и служат для защиты пагоды. Как правило, они изображаются как животные, но иногда встречаются и с человеческими лицами
Xiezhi (китайский :獬豸) или Haetae (Haetae, часто пишется Haitai или Haechi) является легендарным существом китайской и корейской мифологии. По сути обычный зверь, xiezhi был использован как символ справедливости и закона
Pixiu или Пи Яо, изначально известный как Би Се, является китайским мифическим гибридом, очень мощным защитником для практиков фэн-шуй . Он напоминает крылатого льва
В буддизме Snow Lion (Снежный Лев) считается защитником Будды. В живописе и скульптуре, как правило, изображается поддерживающим трон Будды (один слева и один справа от трона). Представлен в виде симметричной пары: самец слева и самка справа
Shisa, часто по двое, напоминающие помесь льва и собаки существа из окинавской мифологии. На изображениях в паре Shisa слева традиционно имеет закрытый рот, справа - открытый рот. Открытый рот пугает злых духов, закрытый рот удерживает хорошее настроение
Qilin является мифическим существом, химерой, известным в китайской и других культурах Восточной Азии
Хранители. Китайские драконы традиционно символизируют мощь, благоприятную силу, в частности, контроль
Jangseung, или опекуны деревни, являются корейскими тотемами, обычно изготавливаются из дерева. Jangseungs традиционно размещены на околицах деревень, чтобы отмечать границы и отпугивать злых духов
Бали. Якша и Акала
Вот так сегодня роль Хранителей представляют себе люди
Народ всегда ко всему подходит с фантазией
Подборка материалов и идея - Долженко С.Н.
10.09.2014 год.
Читайте далее:
Бог * Дао Дэ Дзин * Душа * Конфуций
Врата Мира * Хранители * Книга врат Дуата
Веды. Ригведа * Бардо Тодол * Пополь-Вух
Энума Элиш * Изумрудная скрижаль Гермеса